Конспект урока на тему «В мир народных сказок»


«Добрый день!, Меня зовут ……., тема моей работы звучит так

«В мир народных сказок.»


Президент Владимир Путин на церемонии вручения государственных премий 2014 году заявил, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы.

Россия – страна многонациональная. Теперь, наверное, нет города, школы, где бы не жили, не учились люди разных национальностей. Поэтому нужно и важно знать свою культуру и культуру других национальностей. Зная особенности их менталитета, мы сможем лучше понимать, чувствовать их, объяснять их поступки.

Культура начинается с фольклора, с детства, со сказки.

Сегодня, в 21 веке сказки не утратили свою актуальность в нравственном становлении человека.

Многое можно узнать из сказок. В них отразился дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер.

На уроках литературного чтения, внеурочной деятельности мы читаем сказки разных народов. Читали итальянские, армянские, адыгейские, испанские, белорусские, ненецкие, английские и конечно наши любимые с самого детства русские народные сказки.

Знакомясь со сказками, мы заметили, русские и ненецкие сказки очень похожи. Ненецкие сказки короткие, понятные, интересные, легко читаются.

Мы решили исследовать, что же общего в сказках разных народов? А чем они отличаются?

Поэтому тема нашей работы « В мир народных сказок»

Цель исследования: изучить народные сказки, выявить и исследовать сходства и различия на примере народных сказок.

Задачи исследования:

1. Изучение литературы по данной теме, чтобы узнать особенности народных сказок.

2. Провести анкетирование среди учащихся по данной теме.

3. Составить сравнительную таблицу по сходству и различию русских и северных народных сказок.

Объект исследования – русские и северные народные сказки.

Предмет исследования – сходство и различие русских и северных народных сказок.

Гипотеза мы считаем, что между русскими и северными сказками существуют сходства и различия. …

Методы исследования:

  • изучение теоретической литературы;

  • сравнение;

  • анкетирование;

  • сопоставительный анализ.

Базу исследования МКОУ СОШ с.Бирофельд, ученики начальной школы




В первой главе мы рассмотрели  понятие  «сказка», рассмотрели ее виды.

Сказка — один из основных, распространённых и любимых жанров фольклора. Это устный прозаический рассказ бытового и фантастического характера. У всех народов были сказки – их любили во все времена, любят их и сегодня, любят одинаково и взрослые, и дети

Мы узнали, что Русские народные сказки и северные пришли к нам из глубокой древности, автор неизвестен. Рассказывали их «из уст в уста». Каждый рассказчик добавлял, что-нибудь свое. Вот так и дошли до нас сказки через века.

Слайд .  Существует три основных вида народных сказок как в русском фольклоре, так и в северном.

1.Слайд.

Читая сказки о животных, мы познаем окружающий мир, знакомимся с повадками животных. Сказки учат тому, как человек должен относиться к животному и растительному миру, к земле, воде, воздуху. Как человеку важно беречь живую природу, чтобы не погубить себя, свою жизнь, жизнь будущих поколений.

2.Слайд. –

Волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам.

3. Слайд. Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.

Вывод: В работе, выполняя поставленные задачи, мы изучили литературу по теме и узнали, что существуют волшебные сказки, бытовые, сказки о животных, как в русском, так и в северном фольклоре.

Прочитав, русские и северные сказки, мы заметили в них схожее содержание, выраженное в сказочных сюжетах, героях и их испытаниях, но форма повествования различна. Заметили и отличие сказок, которые мы думаем, связаны с особенностями другой культуры, природы и обычаев другой страны.

Изучив, литературы по данной теме мы перешли к исследованию.

Провели анкетирование среди одноклассников, учащихся среднего звена, взрослых.

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса. ( Вопросы на слайде)

Вывод: Согласно проведённому опросу, сказки любят читать ребята младших классах, старшеклассники и взрослые. Больше всего любят читать (Слайд)

Трудным, вопросом для опрошенных оказался вопрос назвать различия между русскими народными сказками и сказками других народов. Учащиеся не смогли назвать.

Из вышесказанного мы сделали вывод о том, что мои одноклассники недостаточно хорошо знают устное народное творчество, в частности, сказки народов Севера. В рамках внеурочной деятельности решили прочитать и проанализировать сказки. Нами были прочитаны русские народные сказки и сказки народов Севера.

После этого мы исследовали попарно (русские народные и северные) сказки разных типов – о животных, волшебные и бытовые, и найти их сходства и различия.

Результаты нашего исследования мы оформили в виде таблицы.

Сравнительная таблица, показала сходства и различия сказок русского и северного народа по элементам композиции (зачин, сюжет, концовка, по волшебным атрибутам, по главным героям сказки, по наличию национального колорита (обычаи, утварь, поведение героя). Слайды

Заключение

Таким образом, изучив литературу об особенностях русских народных и северных сказок, проведя исследования сказок о животных, бытовых и волшебных, можно сделать вывод о том, что северные и русские народные сказки имеют много общего:

  • Сказки бывают трех типов: волшебные, бытовые и о животных

  • Магическими считаются в сказках числа 3 и 7

  • В волшебных сказках – волшебство и превращения, нереальные герои

  • В сказках о животных – умение животных разговаривать, неодушевленных предметов

  • Поучения

  • Добро всегда побеждает зло слайд

Но также в сказках можно найти характерные различия:

  • В отличие от русских народных сказок в северных сказках точно указывается местность, где происходят события.

  • Волшебная сила свойственна только шаманам

  •  Превращения происходят только людей в животных или птиц

  •  Задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками

  • Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы

  • В северных сказках встречается подробное описание быта (жилище, одежда)

  • Чаще всего в ненецких сказках не бывает зачина и концовки, а, если и есть концовка, то она очень краткая.

Поработав над данной темой, мы многое узнала о северных сказках и русских народных сказках. Считаю, что данные знания пригодятся мне и моим одноклассникам при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения.

Для себя я сделала открытие, что между русскими и немецкими сказками существуют сходства и различия… 

Гипотеза подтвердилась.



Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 11 классе «Тёмные аллеи И. А. Бунина …» (Жизнь и творчество И. А. Бунина. Сборник «Тёмные аллеи»)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: