Работу подготовила:
Серикова Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Ряженской сош
ТЕМА: В.Зотов «Бабушкин халат»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с произведением В.Зотова «Бабушкин халат», развитие навыков литературного чтения обучающихся.
Задачи:
учить пользоваться разными видами чтения;
выделять в тексте главное;
развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию;
уметь грамотно и аргументировано высказывать свое мнение;
уметь выслушивать мнение других собеседников;
воспитывать желание учиться и делать новые открытия.
Технология: Развитие критического мышления через письмо и чтение
Оборудование:
CD-диск Сказка «Золотая антилопа»
Фонозапись сказки «Бабушкин халат» В.Зотова
Учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, 3 класс
Рабочая тетрадь
Словарь Ожегова
Проектор и интерактивная доска
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе | |
I этап Организационный момент, эмоциональный настрой | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все затихли на минутку Чтоб не слышать даже шутку Чтоб не видеть никого А себя лишь одного. А сейчас, мои дорогие, повернитесь к друг другу, подарите улыбку мне и своему другу. Ну вот, настроение у нас отличное, а значит можно начинать урок. Но чтобы у нас с вами все получилось мы должны открыть ворота к новым знаниям. Приготовьтесь! Мы открываем ворота знаний и произносим хором волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, с чем нам предстоит еще познакомиться. Но как вы знаете, в любом деле следует соблюдать золотые правила:
| Ученики выполняют предложенные им действия. | Коммуникативные: развивают умение слушать, вступать в диалог, строят взаимодействия.
Личностные: формируют мотивацию к обучению и познанию, развивают способность к саморазвитию, к самооценке.
Регулятивные: обучаются способам прогнозирования и контроля |
II этап «Вызов»
| Учитель предлагает просмотреть отрывок сказки. — Как называется сказка, которая была предложена вашему вниманию? — Можете ли вы назвать автора? — Как вы понимаете слова «Алчешь чужого – потеряешь свое» — Как вы думаете, с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся? — Я предлагаю прослушать вам небольшой отрывок из произведения (фонозапись сказки «Бабушкин халат») — И так, что вы можете сказать об услышанном? -К какому жанру можно отнести произведение?
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Владимира Зотова и почитаем одно его произведение. — Предположите, как может называться сказка?
— Когда вы прослушивали отрывок, то должны были заметить в тексте незнакомые слова. Давайте, вспомним их. |
Сказка «Золотая антилопа»
Индийская народная сказка Во всем нужно знать меру, нельзя быть жадным.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Ребята внимательно слушают отрывок.
Это сказка (объяснение жанра) Народная (в тексте встретилось имя Зульфия) Ребятам предлагается краткая биографическая справка о жизни и творчестве В.Зотова (слайд 2)
Предложенные названия сказки представлены на слайде 3 презентации к уроку.
Незнакомые слова( арык, кишлак, сакля) появляются на слайде 3 презентации к уроку. Проводится словарная работа. Ребята объясняют значение слов, обращаясь к словарю Ожегова. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, аргументируют свои ответы, принимают ответы и позицию собеседника.
Личностные: проявляют интерес к новому материалу, понимают значение знаний для человека.
Познавательные: в предложенной информации находят главное, классифицируют предмет разговора, дополняют и расширяют свои знания
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме, принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результат.
|
III этап «Смысловая стадия»
Физминутка | А сейчас я предлагаю вам продолжить работу над произведением В.Зотова «Бабушкин халат». Читать сказку мы будем по фрагментам. Узнал о волшебном халате злой и жадный торговец. Ночью, когда все уснули, пробрался в дом бабушки Зульфии и украл халат. «Какое счастье! – радовался торговец. – Уж теперь-то я заживу!»
Анализ прочитанного фрагмента: — С каким персонажем мы познакомились? — Что вы можете о нем сказать? — Подтвердите свой ответ строками из сказки.
Едва взошло солнце, вор положил халат на стол и развернул его. — Доброе утро, бабушка Зульфия! – поздоровался халат. — Ха-ха-ха! – ехидно рассмеялся торговец. – Я – бабушка Зульфия? Я тебе не бабушка и не Зульфия! — Ой, я попал в злые руки! – испугался пленник. — Теперь будешь мне служить! С этой минуты я – твой хозяин, а ты мой раб! — Чего же ты от меня хочешь? — Хочу, чтобы ты сделал меня богатым! Самым богатым на всем белом свете! — Ну что ж, я исполню твое желание.
Анализ прочитанного фрагмента: — Для чего торговец украл халат у бабушки Зульфии? — Какое желание попросил исполнить торговец? — Как можно охарактеризовать отношение халата к торговцу? Подтвердите свой ответ строками из текста.
Весь текст разделен на фрагменты. В Приложении 1 представлено деление текста на фрагменты и вопросы для анализа прочитанного. Поднимает руки класс-это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире Развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
| Чтение обучающимися второго фрагмента произведения (первый им был предложен в фонозаписи)
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
Так же на этом этапе используется метод выборочного чтения.
Чтение обучающимися третьего фрагмента произведения
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
Так же на этом этапе используется метод выборочного чтения.
Ребята по просьбе учителя выполняют предложенные им упражнения. | Познавательные: учатся смысловому чтению, извлекают необходимую информацию, свободно ориентируются в прочитанном тексте.
Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы, умеют оценить ситуацию, сделать соответственные выводы.
Коммуникативные: активно участвуют в рабочем процессе, сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные для собеседника высказывания, владеют монологической и диалогической речью.
Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю.
Коммуникативные: развивают умение слушать, вступать в диалог, строят взаимодействия. Личностные: осознание важности и укрепления здоровья. Регулятивные: самоконтроль и саморегуляция при выполнении упражнений. |
IV этап «Рефлексия»
| Учитель обращает внимание ребят на слайд 6 презентации. На нем представлен план, в котором нарушена последовательность событий сказки (на данном этапе применяется прием «Логические цепочки», который позволяет определить осмысленность чтения произведения) Подвести итог о проделанной работе предлагается в выборе одной из пословиц. Слайд презентации 8 | Обучающиеся знакомятся с представленным планом, высказывают свое мнение, исправляют ошибки. | Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы, умеют оценить ситуацию, сделать соответственные выводы. Регулятивные: принимают учебную задачу, оценивают правильность выполнения действий, понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, рассуждают, делают выводы, доказывают свой выбор. |
V этап Подведение итогов урока, домашнее задание.
| На данном этапе проходит беседа о том что нового мы узнали, чему научились. Для большего интереса ребятам предлагается сравнить свои знания до урока и после. Подводятся итоги, объявляются результаты работы активных учеников. Домашнее задание предлагается – творческое. Составить картинный план, чтение сказки по ролям | Ребята по просьбе учителя выполняют предложенные им упражнения | Личностные: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников, активно участвуют в обсуждении полученных результатов, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении, слушают и вступают в диалог.
|