Конспект урока на тему «Валентина Осеева «Волшебное слово»


ТЕМА УРОКА: «Валентина Осеева «Волшебное слово»

ЦЕЛИ УРОКА:

Дидактическая цель урока: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать “силу”, возможность слова.

Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки работы в группах;

воспитывать культуру общения, вежливость, желание знакомиться с творчеством народов Севера.


I. ОРГ. МОМЕНТ

Дыхательная гимнастика.

      Вдох через нос – выдох через нос;

      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

      Вдох через рот – выдох через рот;

      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!


— Повернитесь друг к другу — улыбнитесь!

— Повернитесь к нашим гостям – поздоровайтесь и улыбнитесь!

— Повернитесь и улыбнитесь мне!

— Садитесь!

Итак, у нас с вами урок чтения. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Успешное чтение».

А вот девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

давайте прочитаем их вместе (запись на доске или слайде) «Волшебное слово помочь всегда готово».

А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь

II. РАЗМИНКА

И начнем наш урок с традиционной разминки!

  1. Артикуляционная гимнастика

В одном маленьком домике жил язычок!

Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).

И оттуда появлялся язычок!

А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).

Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).

Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)

Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)

Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!


  1. Работа со слоговыми таблицами

(покажите — горизонтальная строка, вертикальная строка) работаем с 9-ой горизонтальной строкой)

-чтение столбика слогов

(вполголоса, хором, по рядам, индивидуально) – читать четко, правильно

-игра «Найди и назови слово» (по слоговым таблицам)

  1. Жужжащее чтение – ежедневное чтение (дополнительная книга)

Учитель — Зря страницы не листай!

Дети – Где закладка – открывай!


Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) 

— Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)

-Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание!

  1. Ответы на вопросы:

Сколько дочерей было у женщины?

-Как звали старшую дочь?

-Как звали младшую дочь?



  1. Выборочное чтение

Учитель зачитывает начало предложения предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью. (Повторить, что такое предложение!)

а) В это время…

б) Я тоже сейчас…

в) Вокруг меня…

  1. Выразительное чтение. Игра «Эстафета» (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)

  2. Беседа по прочитанному.

-Кто вам из главных героинь понравился больше и почему?

-Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?

Вывод: Ребята, вы — молодцы. Отлично подготовились дома.

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Ребята, вы все заметили, что в последние дни у нас очень часто идет снег и вот сейчас, чтобы ваши глазки отдохнули, вы будете следить за падающими снежинками, только помним о том, что голова не поворачивается. (используется электронная физкультминутка для глаз)

V.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.

А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.

Биография автора.

1

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

2

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

3

В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

А еще я хочу добавить:

1.Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Большой успех выпал на долю повести “Динка»(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро…”
3. Призы и награды

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

4.Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.


А у Маши было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем она успешно справилась).

2. Корректурная проба

Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке – надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать?

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО

Итак, рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)

3.РАБОТА В ПАРАХ (конверты со словами)

Следующее задание. Давайте вспомним волшебные слова.

Вам нужно выбрать из предложенных слов – волшебные слова.

Проверка – спросить некоторые из пар.

— Ребята, а почему эти слова называют волшебными?

(Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)

Вывод: А ведь и, правда, волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром – «За добро — добром и платят»

VI.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итак, сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.

Первоначальное чтение рассказа учителем до слов «Он вскочил и побежал домой…» + хорошо читающие дети

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (для словарной работы)

ЧУТЬ НЕ ПОДДАЛ ХОРОШЕНЬКО – ЧУТЬ НЕ УДАРИЛ

Первичная проверка понимания:

-Понравилась ли вам первая часть рассказа?

-О ком этот рассказ?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А как разговаривал Павлик со стариком?

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?

-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!

VII.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

VIII.ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторное чтение первой части рассказа детьми с замерами (3 раза).

Чтение по цепочке.

IX.ПОСЛОВИЦЫ

Сегодня девизом нашего урока была пословица, кто ее запомнил?

«Волшебное слово всегда помочь готово»

Вчера на занятии в ГПД вы работали с пословицами о дружбе. Вы — молодцы, знаете много русских пословиц.

А с нами по соседству живёт много коренных народов Севера. Кто вспомнит, какие народности живут с нами по соседству? это долгане, нганасаны, эвенки, энцы.

И если мы говорим “Пословица не даром молвится”, она обязательно чему – то учит, то у народов севера она так и называется – “наставление”.

Послушайте их:

Если на охоте ничего не добудешь – не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и надолго убежит от тебя”

Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься”

Вот такие бесхитростные и мудрые наставления.

X.ИТОГ УРОКА

Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

— Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

— Кто написал этот рассказ?

— Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете – что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.

XI.РЕФЛЕКСИЯ

Посмотрите внимательно: на доске, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым






7


Свежие документы:  Сочинение на тему «Человек - это - живая загадка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: