Конспект урока на тему «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».


Цель: Формировать умение давать характеристику внутреннего состояния героев через взаимосвязь с природой (на основе синквейна)


Задачи: — продолжить работу с текстом большого объёма;

— знакомство с содержанием VII главы сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»;

— развивать творческие способности, мышление, речь;

— воспитывать чувство сострадания, сопереживания положительным героям;

— сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха;

— осуществлять психологическую поддержку каждого ученика на уроке;


Оборудование: — компьютер как средство обучения(использование мультимедиа);

портрет Р. Киплинга;

выставка рисунков и иллюстраций;

I. Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1.

Тема полностью, картинка.

Со сказкой всегда интересно

Сказки все любят читать

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

Жест рукой на слайд

— Мы продолжаем работу по содержанию литературной сказки.

-А что такое литературная сказка?

-Чем она отличается от народных сказок? (Пример)

— Сказки писали только русские писатели?

— Назовите зарубежных писателей. (Ш. Перро, К. Чапек, Бр. Гримм….)

Слайд № 2.

Карта Индии (+портрет Киплинга + картинка Рикки)


— Назовите страну, изображенную на карте. (Индия)

— Случайно ли я представила именно эту карту? (Нет)

— А почему?

— В этой стране родился и жил Р. Киплинг, англичанин по происхождению, который написал много детских сказок. (Обращение к выставке) (На слайде всплывает портрет)

Показать на выставку.

-Какие сказки Киплинга вы знаете?

— Сегодня у нас ещё один урок сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

— Мы должны подведем итог всему прочитанному, дадим характеристику литературным героям, определим, как взаимосвязан мир природы с внутренним состоянием героев.


II. Проверка домашнего задания:

— Дома вы работали над V,VI главами литературной сказки.

— Как озаглавили V главу?(Ответ)

— Прочитайте план пересказа.

— Краткий пересказ V главы. (1 уч-к)


Слайд № 3

Картинка (мангуст в гнезде змей)

— Найдите в тексте слова, подходящие к данной иллюстрации.

-Зачитайте фрагмент текста, соответствующий данной иллюстрации).



— Как озаглавили VI главу?(ответ)

_Найдите Разговор Рикки- Тики и Нагайны. Чтение по ролям.


III. Работа над новым материалом:

Чтение VII главы.

И вот перед нами заключительная глава сказки. Начинаю читать я, а затем продолжите вы.

  1. Образцовое чтение учителя.

  2. Чтение по фрагментам.

  3. Чтение песни наизусть.

  4. Словарная работа:

Слайд № 4

Настигнуть – догнать

Пробудился – проснулся

Чуткий – отзывчивый, участливый

Заважничал – хотел, чтобы на него обратили внимание

Право гордиться собой – испытать чувство собственного достоинства

Охранять сад и зубом и когтем и прыжком –не дать врагу возможности навредить

  1. Озаглавить главу (план пересказа составить дома)

(«Последний бой»)

Физкультминутка


  1. Работа с иллюстрацией – стр. 141


Слайд № 5

На основе иллюстрации стр. 141 составляем синквейн.

Синквейн

1

Рикки-Тикки-Тави

1

Нагайна

2

Смелый, разъяренный…

2

Злобная, ядовитая…

3

Оскалился, увернулся…

3

Наскакивала, шипела…

4

Не всякий мангуст решится последовать

за коброй в нору.

4

Шмыгнула в нору…

5

Защитник (Победа)

5

Враг (Опасность)


Проверить работу с синквейном.


IV. Итог урока:

-Каков же внутренний мир Нагайны? (Навредить)

— А какой внутренний мир Рикки-Тикки-Тави? (Пока враги живы, не мог спокойно жить. (Готов прийти на помощь человеку.)


V. Итог работы над литературным произведением большого объёма :

— Мы завершаем работу над сказкой: познакомились с её содержанием, проанализировали эпизоды, дали характеристику героям, работали над их внутренним миром.

— А теперь обобщим работу на основе сюжетно-композиционного треугольника.


Слайд № 6

Сюжетно – композиционный треугольник к сказке Р. Киплинга

«Риккки-Тиккки-Тави».

-Что такое композиция?

А что такое тема?

Кто главный герой сказки? (Тема –это о ком или о чем говорится в произведении. Очень часто тема текста выносится в заглавие.)







Смертельная схватка

мангуста с кобрами



Жизнь в доме Тедди Победное возвращение




Знакомство с мангустом Новые планы



— С чем ассоциируется треугольник? (С горой)

(Назовите части горы)

Композиция — это построение.

-Давайте подведем итог нашей работы над сказкой.

-Как называется текст? Кто главный герой? (Мангуст. Автор ему симпатизирует.)


VI. Домашнее задание:

-перечитать VII главу,

-составить план пересказа,

-пересказать,

-тв. раб.- составить продолжение сказки по теме «Новые планы» (зачитать последнее предложение из сказки).

Записать задание на доске


VII. Рефлексия:

-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы.

— И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.


Слайд № 7

Картинка с храмом Индии.


-Чтение притчи о строителях храма (учитель).



Притча

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?»

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»


— Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

VIII. Ассоциативные параллели.

— Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?

-А кто как второй?

-А кто как третий?

IX. Оценки и комментарии.

Свежие документы:  Конспект классного часа на тему: «День пожилого человека»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: