Конспект урока на тему «Здравствуй, гостья зима! И Никитин «Встреча зимы»

Урок чтения

Тема: Здравствуй, гостья зима!

И Никитин « Встреча зимы.»

Цели: способствовать развитию у детей эстетического восприятия поэзии и природы, познавательного интереса ;воспитывать любовь к природе; совершенствовать навык выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников ; познакомить с жизнью и творчеством И. С. Никитина.

Оборудование: репродукции картин с зимними пейзажами , предметные картинки ; индивидуальные карточки ; подборка книг И. С. Никитина.

«Не то ,что мните вы , природа;

Не слепок ,не бездумный лик –

В ней есть душа , в ней есть свобода,

В ней есть любовь , в ней есть язык .»

Ф. И. Тютчев.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.
    -Сегодня у нас с вами урок чтения не совсем обычный, а урок гостиная. Некоторые гости уже пришли и заняли свои места.

  3. Актуализация опорных знаний
    1. Работа с загадкой.

А кто ещё к нам пришёл на урок, вы узнаете отгадав загадку:

Дел у меня немало-

Я белым одеялом.
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…(Зима)

(Открывается картинка с изображением зимы)

-Да, сегодня к нам на урок пришла зима. Вы узнаете про неё много необычного, интересного.

2.Рисование ассоциативного куста.

-А какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»?

(Посередине доски записано слово «Зима», ребята называют слова, связанные с зимой.)

(явление природы, состояние погоды, зимние развлечения, праздники, настроение).

3. Работа над чистоговоркой.

-Чтобы показать нашей гостье-Зиме, как мы хорошо умеем читать, проведем речевую разминку.

(В конце каждой строчки вместо слова картинка)

Ела-ела-ела — вот уж осень (улетела).

Ма-ма-ма — примчалась к нам (Зима).
Али-али-али — вот морозы (затрещали).
Ды-ды-ды и сковали все (пруды).
Оры-оры-оры – появились вдруг (узоры).
Ты-ты-ты – на стеклах дивной (красоты).

4. Игра «Узнайте слово» и «отгадайте загадку».

-Давайте узнаем, с кем же Зима пришла к нам в гости.

Только по пути мели метели, дули сильные ветры и в словах потерялись буквы. Нам нужно вставить в слово буквы. Чтобы вам легче было подбирать буквы, я к каждому слову буду загадывать загадки. При правильной отгадке, ещё будет появляться и картинка.
Сн…г Летит-молчит,
Лежит-молчит,

Когда умрёт, тогда ревёт.

Сн..ж..нк.. С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Мягкие пушинки
Белые…

Л…д Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

С..с..льк.. Белая морковка зимой растёт.

..н..й Сад у нас зимой зацвел
Белым цветом, будто летом.

М..р..з Без рук рисует, без зубов кусает.

-Ребята, а каких букв не хватало в словах?

-Как их можно назвать?
(эти буквы гласные)

-Что мы знаем о гласных?

  1. Физкультминутка

Мы — снежки белые,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели.
И за парты тихо сели.

  1. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучать большую тему: «Здравствуй, гостья зима». Будем читать стихотворения о зиме. Первое стихотворение с которым нам предстоит познакомиться написал Иван Никитин и называется оно «Встреча зимы».

2. Знакомство со стихотворением.

— В нашем учебнике дан отрывок этого стихотворения, но я прочитаю вам и начало этого стихотворения. 4 ученика нашего класса подготовили выразительное чтение отрывка наизусть, а остальное мы прочитаем «цепочкой» по одной строчки с листика, который у вас на парте.

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

(Далее 4 человека читают наизусть. У них в руках рисунки к каждому столбику стихотворения.)

За партами у ребят открыты учебники.

Продолжение чтения стихотворения учащимися по карточкам.

3. Беседа по содержанию.

-Ребята, как вы думаете автор любит зиму?
-Откуда видно, что он любит зиму?
-С каким настроением мы встречаем зиму?

4.Сообщение учителя об авторе.

(на доске – портрет И.С.Никитина и его книги).

-Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знающий её тайны.

Иван Савич Никитин родился почти 180 лет назад (осенью 1824г) в семье Саввы Никитина, воронежского помещика. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежсних пейзажей.

Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.

В своих стихах Иван Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа, о России, о тружениках.
Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Мы в этом убедились, прочитав его стихотворение «Встреча зимы». Прочитайте и другие стихи И. Никитина:

«Гнездо ласточки»
«Утро»
«Настала осень. Скучен город…»

«Ночлег в деревне».

5.Чтение стихотворения «эхом»

-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.

-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.

  1. Физкультминутка для глаз.

  2. Закрепление.

1. Беседа.

— С приходом зимы, ребята больше всего ждут снега.

-Скажите, всегда ли снег одинаковый?

-С неба снег падает по-разному. Чтобы рассказать о нём, нужны разные слова.

-Какой снег бывает?

2. Работа в парах.
(На столах карточки с заданием)

-Найдите и соотнесите между собой слова.

3. Проверка выполнения задания.

4. Работа с пословицами.

Много писателями написано рассказов о зиме, много поэтами написано стихов о природе и зиме. Много пословиц в народе создано о природе и о зиме в частности.

К сегодняшнему уроку вы подготовили рисунок с пословицей о зиме.

Прочитайте её и растолкуйте.

  1. Домашнее задание.

— Выучить стихотворение наизусть.

  1. Рефлексия.

Свежие документы:  Неделя литературного чтения

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: