Конспект урока по лит.чтению Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»




Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Цели и задачи:

Познавательные:

— познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

— работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Предметные:

— продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

— формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

— развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

Метапредметные:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

— развивать воображение, фантазию, творческие способности;

— совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

— расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

— учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:

— определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

— показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

— содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

— воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

— учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты достижения на уроке:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;

надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Речевая разминка.

— Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии Барто

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом,

Поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он…

Не разреветься бы мне.


Что вам хочется сказать о стихотворении?

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Свежие документы:  Тест " И. А. Бунин"

Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.


Почему мама в стихотворении Барто поет по-другому? Что вы поняли?

Когда мама грустит?

3. Работа по теме урока.


А вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине». (портрет на доске)

Елена Александровна Благинина (1903-1989).

Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)


— С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?

— Вы дома читали стихотворение «Посидим в тишине».

— Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным) (Дети читают стихотворение)


— Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

— А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

— Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

— Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

— Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

— Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

— Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

— Что бы вы сделали на месте девочки?

— Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

— Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

— Какая она будет? ( Плавная, медленная)


4. Физминутка

— А сейчас пришло время отдохнуть


а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?

Свежие документы:  Урок литературы в 6 классе «Чувства, рожденные пушкинской строкой»

б) Проблемный вопрос

– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.

– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?

— Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )

– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.


а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)

— Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

— Знакомство с биографией Э. Мошковской:

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.


б) Просмотр мультфильма.

— А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма, снятого по стихотворению Эммы Мошковской.

Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)

— Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

в) Чтение стихотворения учениками.

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?

Свежие документы:  Урок внеклассного чтения в 6 классе О совести и долге (по рассказу К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»)

— Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов

5. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

— Понравился ли вам урок? — Что вы узнали на уроке? — За что можете похвалить себя?

– Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме?

Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?

— Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

— Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его.

Не обижайте матерей.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.


Д/з Выразительное чтение стихотворений; можно выучить наизусть по желанию.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: