Конспект урока по Литературе «А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «Что в глубине души моей лежит?»»


Тема: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «Что в глубине души моей лежит?»

Цели урока:

1.Познакомиться с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

2. Совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения.

2. Воспитать нравственное отношение, как к человеку и его таланту, так и к произведениям искусства.

3. Приобщить учащихся к классической музыке

Тип урока: Урок освоения новых знаний. Интеграция литературы, музыки и МХК.

Оборудование:

1. Репродукция портрета Пушкина.

2. Репродукция портретов Моцарта и Сальери.

3. Музыка Моцарта, «Реквием».

4. Факты биографии композиторов.

5. Иллюстрации к произведению.


План урока:

  1. Постановка проблемы

  2. Сообщение учителя об истории создания трагедии.

  3. Беседа по произведению.

  4. Сообщения групп о композиторах.

  5. Беседа.

  6. Подведение итогов.

  7. Выставление оценок и домашнее задание.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (прием «яркое пятно» (постановка проблемы)

С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления

Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил «Зависть»

(слайд 2).

Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. (Хаос изображенного, ужас и страх).


— Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? (Иносказание, аллегория).


А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте

аллегорические образы. (Аллегория — иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе.

Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.)


Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет.

— Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека? (Чувство зависти.)



Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса. (Что в глубине души моей лежит?)


Фиксирует тему на доске (слайд 3).


  1. История создания трагедии.

Презентация. Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин — удивительный драматург. Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров.

Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью».



«Скажу тебе ( за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал» — так скажет Пушкин в письме к Плетнёву, вернувшись в Москву. Замысел «Маленьких трагедий» вызревал в душе поэта исподволь и не один год. Но написаны они были всего лишь в течение двух недель осени 1830 года.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. Гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. Гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. Чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

Среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим одну из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери».

Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении. Первоначальный вариант названия трагедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», но драматург отказывается от этого названия. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца.



III.Беседа с уч-ся

  1. Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)



2. – Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти, зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству).

3.Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие — потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии — потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)

4. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги — искусство — любовь — смерть.)


Вспомним некоторые литературоведческие понятия.

1. Что такое драма?
2. Назовите жанры драматургии.
3. Что такое конфликт?

Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?


IV. Выступление уч-ся

1 группа МОЦАРТ


2 группа САЛЬЕРИ


V.Сцена со слепым скрипачом

Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.

(просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Сальери»)

эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)


Нарастание конфликта

Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?


Учитель: На протяжении всей пьесы Сальери сначала подсознательно, а затем сознательно готовиться убить Моцарта.

-1. Какую роль играет в укреплении замысла Сальери сцена со слепым скрипачом?( Сальери как будто утверждается в своей мысли, что Моцарт – «гуляка праздный», легкомысленно относящийся к искусству вообще и к своему творчеству.. Серьезного, даже мрачного Сальери оскорбляет веселость Моцарта, его смех, шутки, жизнерадостность. Вместе с тем мысль о гениальности Моцарта не оставляет Сальери. Недаром он приравнивает произведения Моцарта к созданиям Рафаэля и Данте.)

2. Какую роль он играет в развитии действия?( Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением. )

Учитель: — Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением. Действительно, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери :низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.



VI. Анализ монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж»

Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность — дар свыше, гениальность — спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями.

1. Как соотносятся эпизод, когда Моцарт играет Сальери свое новое творение, и монолог Сальери «Жду тебя, смотри ж»? Почему Сальери не отпускает Моцарта, просит, чтобы тот играл ему?

( Сальери, несмотря на снедающую его зависть, в первую очередь, музыкант, композитор, и поэтому, он преклоняется перед гением Моцарта, жаждет слушать его новые творения, совершенно искренне восхищается ими. И зависть с новой силой просыпается в его душе, и вновь он негодует на то, что «легкомысленный» Моцарт не понимает своего высокого назначения.)


2. Почему игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его? В чем теперь видится Сальери его миссия?( Игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его. Зависть Сальери прикрывает высокими рассуждениями о своей миссии, о своем призвании «остановить» Моцарта. Он хочет убить гения, чтобы «жрецы, служители музыки» не чувствовали своей творческой несостоятельности по сравнению с ним.)


3. Каким видит Сальери Моцарта в начале сцены II?(Моцарт в этой сцене серьезен и задумчив. Сцена опровергает мнение Сальери о нем как о «гуляке праздном». Моцарт изображен таким же композитором-тружеником, любящим свое дело.

Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.)

Учитель: Крушение теории Сальери.

4. В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?

(О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием)

5. Какова реакция Сальери?

(Он удивлен.)

6.Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.

(Идет сцена с исполнением «Реквиема».)

7.Каким предстает «гуляка праздный», «жизнелюбец Моцарт»?

8. А мрачный Сальери?


Учитель: Моцарт предчувствует свою смерть.


9. Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?( Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.)


(Исполнение Моцартом «Реквиема»- вершина пьесы не только потому, что этот «Реквием» «приводит в смятение Сальери. Он плачет:

«Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»

Но смысл исполнения «Реквиема» еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.

Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только «гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель «Реквиема» вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить «новый Гайдн».)


Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу.



Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.

VII. Заключение

Не стало великого композитора, но музыка его осталась, а вместе с ней и сам Моцарт. Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней. В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальное произведение Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Зависть». В нем отражено наказание Сальери.

Выразительное чтение учителем стихотворения.

Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик — Этот счастлив. Тот — велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит

То, что ей в других претит.


VIII. Рефлексия.

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?

8. Вывод.

— Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.)


— Какова миссия человека на земле?-( Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.)

Послушаем еще одно произведение Моцарта.(соната № 17). Слушая, попытайтесь воспроизвести ее в образах (музыкальное рисование).

IX.Выставление оценок.

X. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта».



























Свежие документы:  Внеклассное занятие «Праздник пословиц и поговорок»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: