Конспект урока по Литературе «А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»» 7 класс


Вульферт Ольга Александровна,

МКОУ «Куйбышевская СОШ»

Краснощёковского района

Алтайского края;

учитель русского языка и литературы,



А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»



Цели: толкование смысла названия, повторение термина «баллада», анализ композиции «Песни о вещем Олеге», характеристика героев, определение темы произведения, проверка знания текста учащимися.


Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, презентация, письменные работы учащихся.


Ход урока

  1. Вводное слово учителя, сообщение темы урока. (Слайд 1.)

Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Цели сегодняшнего урока: повторить признаки баллады как жанра, проанализировать «Песнь о вещем Олеге», дать характеристики героям, определить тему произведения, поделиться своими впечатлениями о балладе.


II.Первая стадия урока – вызов. (Слайд 2.)

  1. Что вы знаете по этой теме?

Учащиеся отвечают, что на прошлом уроке они обогатили свои знания о биографии А.С.Пушкина, прочитали балладу «Песнь о вещем Олеге».

  1. Определите, какие утверждения верные, а какие неверные. (Слайд 3.)

Комментарий учителя по первому утверждению: утверждение верное. А.С.Пушкин родился в 1799 году.

Комментарий учителя по второму утверждению: утверждение верное.

Комментарий учителя по третьему утверждению: утверждение не совсем верное. Баллада написана на основе летописи.

Комментарий учителя по четвёртому утверждению: утверждение неверное. Князь Олег жил в Х веке.

Комментарий учителя по пятому утверждению: утверждение неверное. «Могучий Олег головою поник…»

  1. Слово учителя.

Песнь о вещем Олеге переносит нас в то далёкое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грома и молнии. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, посуду, пращ, другое оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин Древней Руси проводил в седле.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать судьбу, и называли их волхвами или кудесниками.


III.Вторая стадия урока – осмысление.

  1. Что вы хотите узнать по этой теме? (Обсуждение, затем слайд 4.)

  2. Расшифруйте название. (Слайд 5.)

— Песнь… (Слайд 6.)

— Вспомните, что такое баллада. Проверьте себя. (Слайд 7.)

— Вещий… (Слайд 8.)

— Олег. (Слайд 9.)

В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Совершил во главе славянского войска поход в Византию, завоевал Константинополь (Царьград) и водрузил на воротах города свой щит. Народ, удивленный его славою и богатством, им привезенным, единогласно назвал Олега Вещим.

  1. Расположите события в том порядке, в каком они идут в балладе. (Слайд 10.) (Запись в тетради.)

  2. Проверьте себя. (Слайд 11.)

  3. Словарная работа.

— Устно объясните значения некоторых слов, употреблённых в «Песни о вещем Олеге». (Слайд 12.)

— Выпишите устаревшие слова и подберите современные аналоги к ним.

— Проверьте себя. (Слайд 13.)

Слово учителя.

Событие отстоит от нас более, чем на 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно? В языке “Песни…” много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.


6. Работа с иллюстрациями. Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из текста.

— Слайд 14: В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.

Но примешь ты смерть от коня своего.

— Слайд 15: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время…»

— Слайд 16: Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник…

Слайд 17: «…Прощай, утешайся – да помни меня…»

— Слайд 18: Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега…

  1. Восстановление деформированного текста. (Слайды 19 – 22.)

  2. Работа над «тонкими» и «толстыми» вопросами. (Слайд 23.)

«Толстые» вопросы – такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста, «тонкие» вопросы – вопросы, требующие однозначного ответа «да» — «нет» или простого привлечения фактов.


Комментарий к «тонким» вопросам.

— Коня.

— Через 4 года на пятый.

— Вещий, могучий, прославленный.

— Вдохновенный, мудрый, любимец богов, правдивый, свободный.


Комментарий к «толстым» вопросам.

— Конь был дорог ему («мой товарищ, мой верный слуга», «друг одинокий»).

— Князь испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника, называет его «лживым, безумным».

— Слово «вещий» в большей степени относится к кудеснику, «вещий» князь не сумел уберечься от злой участи.

  1. Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают синквейны об Олеге или о кудеснике, написанные дома. (Слайды 24 – 25.)


IV. Третья стадия урока – рефлексия.

— Может быть, теперь вы сможете назвать одну из главных тем баллады? (Тема судьбы.) (Слайд 26.)

— Слайд 27: Что узнали на уроке?


V. Домашнее задание. (Слайд 28.)



Список использованных источников

  1. Косилова О.И. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

https://festival.1september.ru/articles/531974/

  1. Сканированные иллюстрации к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

5


Свежие документы:  Игровой материал для букварного периода в 1 классе "Буква П"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: