Конспект урока по Литературе «А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»» 5 класс


5 класс

Урок № 19.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, клип романса «Зимняя дорога» на музыку Г.Свиридова.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».


3. Беседа по первичному восприятию.

— Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.


4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) — русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».


5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.


6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).


7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона». Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».


IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

— Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

— Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

— Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

— Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

— Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

— Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

— Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

— Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?


2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

— Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

— Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

— С кем поэт сопоставляет состояние природы?

— Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

— Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

— Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).


3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.


— Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

— Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?


4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).


V. Подведение итогов урока.

— Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

— В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.


V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.


3


Свежие документы:  Литературоведческая статья "Отражение языческих верований в сказке-пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: