Конспект урока по Литературе «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова» 9 класс


Урок литературы в 9-м классе

«Адресаты  любовной лирики  М.Ю. Лермонтова»

Цель: показать трагическое восприятие любви, чувство тоски и одиночества  М.Ю   Лермонтова;

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностью любовного чувства поэта, с образами любимых женщин;

  • помочь учащимся открыть прекрасный мир лермонтовского творчества, его поэтику.

Оборудование: Компьютер, проектор, портреты адресатов любовной лирики, презентации по теме

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы, цели и задач урока.

                         Эпиграф к уроку: Я не могу любовь определить.

                                Но эта страсть сильнейшая! – любить

                                  Необходимость мне, и я любил

                                     Всем напряжением  душевных сил.

                                                                                                 М. Лермонтов



Слово учителя:

Многие исследователи творчества Лермонтова отмечают такую особенность любовной лирики поэта, как стремление передать в ней собственные переживания, свое отношение к миру, вызванное этим чувством. В стихотворениях о любви  главный интерес направлен   не любви и не любимому, а любящему «Я», в них почти  никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом..Наверное, нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, но  у каждого из них свое отношение к этому чувству. Вспомним, как изображает в своем творчестве АС. Пушкин тему любви.  Если для Пушкина любовь – это « созидающее чувство», «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, ироническое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…,

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд:   

Три раза я любил
                                 Любил три раза безнадежно…                            

И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл). Осознание собственного одиночества стало причиной того, что Лермонтов  надеялся  встретить родственную душу.

Сегодня на уроке мы попытаемся окунуться в эту атмосферу, в атмосферу , где поэт искал и дружбу, и любовь, и утешение…

3.  Проверка домашнего задания.

 Класс предварительно  разбивается на группы, каждая группа заранее получает задание (готовят сообщение и презентацию по определенному адресату любовной лирики поэта, учат стихи, посвященные возлюбленным Лермонтова)

Слово учителя: История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный «сюжет» в личной и литературной биографии поэта.Стихотворения этого периода представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником.

Просмотр видеофрагмента о Екатерине Сушковой.

Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Екатерина Александровна Сушкова в жизни М.Ю.Лермонтова.

Стихотворение: «

Слово учителя: Когда Лермонтов и Сушкова расстались, когда и увлечение и спор начали отдаляться, тогда сердце поэта стало склоняться к другому чувству. Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова «Н. Ф. И. ” —  Наталья Федоровна Иванова,   дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова

Просмотр видеофрагмента о Наталье Федоровне Ивановой

     

Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Наталья Федоровна Иванова

Стихотворение: « Я не унижусь пред тобою» ( Обухова Е.)

Слово учителя: Восхитительная Варенька Лопухина

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой.

Просмотр фрагмента видеофильма о Вареньке Лопухиной.

     Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Варвара Александровна Лопухина

Слово учителя : Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов, например стихотворение 1832г:


Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья.
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей
.


Еще одно стихотворение этого же года – «Оставь напрасные заботы». Одно из немногих, в котором лирический герой уверен в ответном чувстве. Образ чистой, неохлажденной души проходит через все стихотворение. Однако даже взаимная любовь не приводит к гармонии, потому что душа самого поэта во всем разуверилась и ничем не дорожит. Это стихотворение было положено на музыку К.Д. Агреневым-Славянским и А.Ф. Пащенко.

Прослушивание аудиозаписи



Слово учителя: Еще одна светская красавица волновала тогда поэта — Мария Алексеевна Щербатова. Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25.

Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Мария Алексеевна Щербатова.

Стихотворение : «

Слово учителя: Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою… (1841)



Сообщение учащихся и  представление презентационного материала

Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская).



Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Доргомыжским.



Романс “Отчего” быстро стал популярен. (Прослушивание романса).

.

4. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю”.

5. Подведение итогов урока.

  • Назвать адресатов любовной лирики Лермонтова.

  • Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского? Аргументируйте свой ответ.

  • Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова.


ВЫВОД: Лирический герой несчастен и в любви. Она приносит ему только горе так же, как и ненавистное ему светской общество, мир-маскарад. Где же выход? Может быть, спасение в мире поэзии, в поэтическом творчестве?

6. Домашнее задание.


Выполнить анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобой»



Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

       М.Ю.Лермонтов




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Под грибом"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: