Конспект урока по Литературе «Ах, Невский…Всемогущий Невский !» 8 класс


Урок-практикум по литературе в 8 классе.

( урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» )


Тема: « Ах, Невский…Всемогущий Невский !»

Цель : проанализировать повесть; показать ,как большой современный город с его страшными нравами губит личность; дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества Гоголя.


Ход урока.

1.Орг.момент


« Все обман все мечта.

Все не то ,что кажется «.

2.Вступительное слово учителя.

Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Пушкин изобразил Петербург в романе « Евгений Онегин» и в поэме « Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: « Такие пьесы, как « Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи. Но и человеком, который знает Петербург не понаслышке». И, действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод ,парадов, чиновников ,диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы отличается выразительностью.

3. Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга.( «Ночь перед Рождеством» ) .

Созданный в «Петербургских повестях» , образ города не раз появится в «Мертвых душах» ( чтение отрывка ).

4. Творческая история « Петербургских повестей» ( сообщение учащегося)

5. Анализ повести ( работа по группам )

1 группа

А) Чтение отрывка « Всемогущий Невский проспект»

Б) Объяснение слов и словосочетаний : « меркантильный интерес, всеобщая коммуникация Петербурга, фантасмагория»

— Как вы озаглавили бы данный отрывок ?

— Как изображена улица ? ( как живое существо, она источник всех несчастий и зол )

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Россия… Судьба… Трагедия…» (Жизнь и творчество М. Цветаевой) 11 класс

— В какое время суток показан Невский проспект? ( утром, с 12 часов, от двух до трех часов)

В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая 1. Все на нем блестит и сияет.

— Прочитайте 2- ой отрывок. ( « Главная выставка всех лучших произведений человека» )

— Кто или что появляется на улице ? ( не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии).

— Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы. « Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием».

— Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.

— Кто эти фигуры? ( мальчишки, мужики, лакеи )

— Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.

— Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту. (« Нет ничего лучше Невского проспекта»). Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.

— Истории , случившиеся с Пискаревым и Пироговым ,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

2 группа

— Рассказ о художнике Пискареве.

— Что есть идеал для Пискарева? ( красота)

— Что поразило его в образе девушки?

— Кем же оказалась девушка? ( обитательница притона)

— Пересказ сна Пискарева.

— Рассказать о многолюдстве залы и девушке ( лучше всех одета)

Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет строится именно на том , что на Невском проспекте «все не то ,чем кажется».

— Как вы относитесь к Пискареву? ( его жалко, он мечтатель, романтик, он противостоял главной улице, ее действительности )

3 группа

— Рассказ о смешной и позорной истории Пирогова.

— К какому обществу принадлежит поручик Пирогов?

— Какими «талантами» обладал Пирогов?

— В чем же заключалось « смелое предприятие» Пирогова?

— Как же ведет себя поручик в решающем испытании его чести, гордости? ( сначала возмущается, а потом смиряется)

Свежие документы:  Сочинение на тему «СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

— Что общего у Пискарева и Пирогова? ( внешнее сходство – оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись)

— Любовь каждый из них понимает по-своему. Как?

— Как каждый из них отнесся к своей неудавшейся любви? ( один вполне оправдал свою фамилию – утешился пирожками в кондитерской, а другой – как романтик сначала попытался уйти в мир грез, а потом кончил жизнь самоубийством)

А вот что об этом сказал В.Г.Белинский : « Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О ,какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!…» И тут же он делает вывод : « Невский проспект и сказка Невского проспекта., которая оказывается грубой реальностью соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева»

А Гоголь неоднократно восклицает : « Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».

В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.

— Обратимся к эпиграфу урока. « Все обман, все мечта, все не то , что кажется». Именно это показал нам писатель. И снова обратимся к Белинскому,который говорил о своеобразии повестей Гоголя так : « Отличительный характер повестей Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике : господин Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру « Петербург глазами героев Гоголя».


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: