Конспект урока по Литературе «БАСНИ И.А. КРЫЛОВА. БАСНЯ «ВОРОНА И ЛИСИЦА» 7 класс


УРОК ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «БАСНИ И.А. КРЫЛОВА. БАСНЯ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»


Класс – 7               Время – 40   минут



Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»



Цели урока:

  • Умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

  • Формирование художественного вкуса, для передачи настроения и своего отношения к героям.

  • Коррекция памяти, внимания, мышления.

Задачи урока:

  • Отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения.

Воспитывать трудолюбие и доброе отношение к людям.


Оборудование: портрет И. Крылова, телевизор, DVD-плэйер и диск с басней, аппликация по рисунку народного художника Е. Рачева, «волшебная шкатулка», карточки с выдержками из изученных басен, инструкционные карты, коррекционные тетради, маски персонажей.




ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


  1. Сообщение темы урока. Целевая установка.


  1. А теперь улыбнитесь друг другу. А еще скажите друг другу хорошие слова. (Дети говорят хорошие слова).

  2. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?


  1. Вступительное слово учителя



  1. У:И.А. Крылов – великий русский баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий?

Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое поклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь Крылов написал 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.


  1. Речевая разминка.

На доске записаны слова М. Исаковского, посвященные Крылову. Прочитаем хором, четко проговаривая каждое слово.


Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не всре-тил-ся своей?

Бес-смерт-ные тво-ре-ния Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь пос-тиг- шие едва,

И в памяти на веки оставались

Кры-ла-тые кры-лов-ские слова.



  1. Повторение пройденного


В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен И. Крылова. Выходят ученики по одному, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные отгадывают название басни, действующих лиц, выполняют задание.

Карточки в шкатулке такого содержания:

«Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона»

Дети отвечают и выполняют задание: выразительное чтение отрывка по ролям.


«Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда костей не разбирает».

Дети отвечают и выполняют задание: к словам МАНИТЬ, ПОСОБИТЬ, КОВАРНЫЙ подобрать близкие по значению слова (задания выполняются в коррекционных тетрадях).


«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку».

Дети отвечают и выполняют задание: инсценировать отрывок из басни.



  1. Основная часть урока


  1. Знакомство с басней Крылова «Ворона и лисица». Образцово-показательное чтение басни учителем наизусть.

  2. Словарная работа.


ЛЬСТЕЦ (читаем словарную статью)

ВСЕ НЕ ВПРОК

ВЗГРОМОЗДЯСЬ

СЫРНЫЙ ДУХ

ПЛУТОВКА


  1. Чтение басни «про себя».

  2. Беседа по содержанию:

— Что высмеивает и чему учит автор в этой басне?

— В каких словах басни заключен ее главный смысл? От чего они предостерегают?

5. Просмотр басни по телевизору.

— Каким голосом говорит лиса? Искренним ли был ее тон, или она притворялась. Кто выразительным чтением покажет хитрость Лисицы?

6. Чтение басни по ролям.



  1. Минутка псих. разгрузки


Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем!


  1. Изготовление аппликации по рисунку Рачева



  1. У: Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог показать характер басенных героев.

— Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характер басенных героев?

Дети отвечают.

  1. А теперь внимательно посмотрите на аппликацию по рисунку Рачева.

Изготовление аппликации к басне «Ворона и лисица» под музыку, следуя устной инструкции и показу изготовления оригами вороны и лисицы учителем.



  1. Итог урока


  1. Вопросы классу.


  1. Оценки за урок.

Вы друзья мои, старались,

Все прилежно занимались.


  1. Домашнее задание.

Мы выполнили способом оригами ворону и лису, на самоподготовке выполнить способом оригами дерево и составить панно по рисунку Рачева.





Самоанализ урока чтения

Тема урока: Басни И.А. Крылова. Басня «Ворона и лисица»

Тип урока: интегрированный урок чтения и ручного труда, урок повторения изученного ранее.

Данный урок является уроком повторения и закрепления имеющихся знаний учащихся по теме: «Творчество И.А. Крылова».

Выбор образовательной цели основан на необходимости применения знаний в новых ситуациях (интегрированный урок), на котором учащиеся формируют специальные умения и навыки, помогающие анализировать и делать выводы, читать выразительно и эмоционально.

Коррекционная цель ориентирована на активизацию памяти, внимания и мышления, путем различных видов деятельности: повторение содержания басен, изученных в младших классах, давать характеристики героям и их поступкам. Воспитательная цель реализует возможности всестороннего включения каждого учащегося в урок; трудовое и нравственное воспитание, через поступки героев и основываясь на морали басен.

Время, выбранное на этапы урока, рационально распределено:

  1. Организационный момент (2 минуты).

  2. Вступительное слово учителя (3 минуты).

  3. Повторение пройденного (10 минут).

  4. Основная часть урока (12 минут).

  5. Минутка псих. разгрузки (1 минута).

  6. Изготовление аппликации по рисунку Рачева (10 минут).

  7. Итог урока (2 минуты).

«Связки» между этапами урока логичны и последовательны.

Класс, на котором был дан этот урок, состоял из 6 учащихся. Пятеро с легкой степенью умственной отсталости, один (Демидкин Иван) со средней степенью умственной отсталости.

Отбор учебного материала для данного урока проведен с учетом возрастных и личностных особенностей школьников, а также на основании применения принципов динамичности восприятия, развития и коррекции высших психических функций, принципа мотивации к учению.

В ходе урока использованы упражнения, способствующие отработке правильного чтения-чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах; беглого чтения – это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение и выразительного чтения – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Содержание урока способствует формированию зрительного, слухового, цветового восприятия, приемов устных ответов, воспитанию интереса к урокам чтения. Положительная мотивация подкреплена подбором наглядных пособий и дидактической игры, сменой видов деятельности, наличие системы поощрения, проведение псих. разгрузки и упражнения на релаксацию, в ходе которых корригировалось пространственное, кинестетическое и кинетическое восприятие.

Подбор интересных по содержанию упражнений и заданий обеспечил активизацию внимания, включения основных анализаторов, в ходе реализации триединой цели урока. Все это позволило плавно перейти к подведению итогов урока. Использование элемента арт-терапии способствовало снятию усталости в конце урока, наряду с тренировкой невербального восприятия. Домашнее задание не вызовет затруднения у учащихся, так как продолжает идею начатого на уроке.

Учитель владеет классом, предоставляет возможность высказываться, выражать свое личное мнение. Речь учителя соответствует литературным нормам, эмоциональна.

Цели урока достигнуты, поставленные задачи продолжат свое решение на последующих уроках чтения.



Провела: Ласобык Елена Владимировна

Свежие документы:  Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: