Конспект урока по Литературе «Человек и природа в рассказах М.М.Пришвина и В.П. Астафьева» 6 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3














УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ




ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗАХ М.М.ПРИШВИНА И В.П.АСТАФЬЕВА



6 класс





Разработан учителем

русского языка и литературы

МБОУ-СОШ№3

КАТРЕЦКОЙ Н.В.


















Тема: Человек и природа в рассказах М.М.Пришвина и В.П. Астафьева.


Цель: проследить и сравнить взаимоотношения человека и природы в рассказах Пришвина и Астафьева.



На доске эпиграф к уроку:

И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро.

В.Астафьев


ХОД УРОКА:


  1. Слово учителя.

— Ребята, давайте вспомним, как показывает взаимосвязь человека и природы в своих произведениях М.М.Пришвин.


— В чем особенность произведений Пришвина? Как он изображает природу? Какие художественные приемы использует автор?

(Выводы учащихся)



  1. Выступление художника-оформителя. Выставка работ учащихся.


— Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете рассказы, миниатюры Пришвина?



  1. – А теперь, ребята, давайте попытаемся представить этот мир, ощутить себя его частью. Послушайте звуки леса.

Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц.


  1. Слово учителя.


Читая рассказы Пришвина, представляешь себе и зимний лес, и цветущий луг, и видишь осинок, которые вышли погреться на полянку, жемчужины росы, слышишь пение птиц, журчанье ручья, шум дождя. Но как легко это разрушить, уничтожить.

Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов. Но все так же вырубаются и горят леса, редеют парки, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы. Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателя, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобила бы кожу у него, а от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку».

В.П.Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю» и не устает «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте». Поэтому кА личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всем этом его книга с кратким названием «Затеси».

Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учиться понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Сегодня на уроке мы по работаем над рассказом из этой книги. Это рассказ «Хвостик». Попытаемся осмыслить и понять замысел писателя.




  1. Работа с текстом.


— Определите тему рассказа.

(Гибель природы по вине человека, жестокость взрослых, черствость мальчика.)


— Как построен рассказ? На сколько частей он делится?


— Давайте озаглавим каждую часть рассказа.


  1. История Овсянского острова

  2. Оглохла земля

  3. Хвостик суслика

(Учащиеся записывают план в тетради)


Прочитайте первое предложение рассказа. («Смеётся, заливается, хохочет мальчик…»)


— Почему в конце предложения стоит многоточие? (Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом – об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания).


— Где ещё упоминается о смехе мальчика? ( В конце второй части и в конце рассказа).

Описание острова, его история оказалась в кольце, между описаниями веселья мальчика. Такая композиция называется кольцевой.


— Что такое композиция?

Композиция рассказа строго продумана автором, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.



  1. Чтение I части рассказа.


  1. Работа по вопросам.

— Итак, что представляет собой Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?

(Остров напоминает «голову». Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы – всё это бывает у живого существа. Автор относится к острову как к живому. Использует олицетворение)


— Что такое олицетворение?

(Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы, животных).


Поэтому в тексте появляются метафоры, эпитеты, сравнения.

— Какую цветовую лексику использует автор? Какие художественно-выразительные средства?

(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки. Весной краски самые яркие, летом от жары солнца, пыли они «утихали», чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть зимой. Автор использует яркие эпитеты).



— Что такое эпитет?

Эпитеты помогают лучше представить красоту природы.


Метафоры.


— В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Учащие записывают в столбик эти слова).

— Какой мы можем сделать вывод об отношении автора к природе?

(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов)



  1. Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика, изображающие пейзажи острова.


— Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?


— Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены.

(Слова записываются учениками во вторую колонку в тетради).


— Законы острова, его процессы, гармония и красота – все разрушено.

Меняется ли настроение автора, его речь?

(Речь изменилась, стала резкой, обрывистой, исчезли метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось настроение автора. Оно стало грустным, безысходным.)



  1. Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением умирающего острова.


— Кто же виноват в происходящем?

(Люди, их вмешательство в жизнь природы, в жизнь острова).


— Но разве все так плохо? Посмотрите, сюда «валом валят» дачники, кипит их деятельность. Может, это новая современная жизнь острова-полуострова?

Может быть, так и должно быть, и перемены естественны и необходимы. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает почувствовать это отношение?

(Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония).


— Как дачники относятся к природе?


— Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.


— Как откликается земля на это «хозяйствование»?

(Чтение концовки 2-й части)

— Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящего вокруг. Какой приём использует автор для большей убедительности?

(Антитезу – противопоставление человека и природы. Мальчик хохочет ему весело).


— Так что же рассмешило его? Давайте послушаем. (Чтение 3-й части)


— Какие чувства у вас вызвал этот эпизод?

(Дети делятся своими впечатлениями)


Чему учит нас В.П.Астафьев? О чем предупреждает?


ТО, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, — всё это неслучайно. Большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребенка, так и жестокость, бессердечие начинается с простого равнодушия.


Цинизм – пренебрежение нормами общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.


В конце урока обращаемся к эпиграфу.


Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, «творить добро», «быть сопричастным всему живому». Этому учит нас В.П.Астафьев. Помните об этом всегда!



  1. Итог


Сравнить, как раскрывается тема человека и природы в рассказах Пришвина и в произведении Астафьева.


XI. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «О чём меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Хвостик»».



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Путешествие в мир русских народных сказок"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: