Конспект урока по Литературе «Что? Где? Когда» по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек»


Фадэр Жанна Валерьевна

МКОУ «СОШ №6» с.Пелагиада

Шпаковский район Ставропольский край

Библиотекарь



Литературный турнир «Что? Где? Когда» по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек»


Цели:

  • приобщить к миру детской литературы;

  • внимательно читать произведение;

  • уметь работать в команде;

  • возможность проявить себя и свои способности.

Ход мероприятия:

1. Давайте познакомимся с жизнью Аркадия Петровича ГАЙДАРА (Голикова)

Годы жизни: 22 января 1904 – 26 октября 1941

В этом году мы отмечаем годовщину — 110 лет со дня его рождения.

2. Детские игры

  • Будущий писатель Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года в г. Льгове Курской области в семье сельских учителей.

  • Аркадий выдумывал новые интересные игры для себя и младшей сестры.

  • Папа часто рассказывал детям истории из жизни разных народов, они часто учили и рассказывали стихи, пели песни.

  • В 8 лет мальчик поступает в частную школу, в 10 лет –в реальное училище, где получил обширные знания.

3. Школьная жизнь

  • В эти годы Аркадий начал сочинять стихи.

  • С друзьями участвовал в сценических представлениях по произведениям Гоголя, Островского, декламировал стихи, при этом застенчиво улыбался.

4. Аркадий – председатель ученического комитета

  • Аркадий участвовал в движении за демократизацию обстановки в школе, приобрёл репутацию политического лидера.

  • Вскоре Революционный штаб выдал ему винтовку, и Аркадий патрулирует на улицах, становится защитником советской власти.

5. Боевая служба Аркадия

  • Пятнадцати лет командовал ротой, а в семнадцать лет – полком по борьбе с бандитизмом.

  • В двадцать лет после многочисленных ранений и контузий его отправили в запас в должности командира полка.

6. Аркадий Гайдар – журналист, писатель

  • «С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была, жизнь? Как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало», — так объясняет Аркадий Петрович выбор профессии писателя.

7. «Не хочу быть в запасе», -писал 22 июня 1941 года Аркадий Гайдар в заявлении отправить его на фронт.

  • 18 июля – 26 октября 1941 года военный журналист участвует в боях, вынужден отступать под Киевом, попадает в окружение, примыкает к партизанскому отряду.

  • «Если надо подбить немецкие машины, Гайдар командовал засадой. Нужно добыть продукты для отряда – Гайдар в этой группе и под носом полицаев добывает продукты. Он не думал о себе, когда шёл в бой», — вспоминал партизан И.Тютюнник.

8. Гибель А.Гайдара

  • В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» — успел крикнуть он товарищам.

  • А.Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.

9. Жизнь Аркадия Гайдара продолжается в его книгах.

  • Памятники А.Гайдару

10. Книги Аркадия Гайдара – о честности и смелости, доброте и человечности, о подвиге и любви.


А сейчас начнем литературный турнир «Что? Где? Когда» по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек»

Условия игры:

    1. Все вопросы распределены по степени сложности и имеют свою «цену».

    2. Участвуют 3 команды по 5 человек в команде.

    3. По очереди командам задаются вопросы, для раздумья дается 30 секунд, по истечении времени отвечает один игрок по выбору команды.

    4. Если команда дала неверный ответ, то на этот вопрос отвечает следующая по очереди команда.

    5. Победителем считается та команда, которая набрала большее количество очков.

    6. Командам вручаются грамоты за I, II и III места.

    7. Участникам команды, занявшей I место, вручаются подарки.


Вопросы:

«Цена» — 20 очков.

  1. (1 команда) На чем сначала надо было ехать к папе? (На поезде.)

  2. (2 команда) А на чем надо было добираться потом? (На санях через тайгу.)

  3. (3 команда) Как иногда в пути «ехал» ямщик? (Шел пешком в гору рядом с лошадью.)


  1. (1 команда) Сколько уже времени отец не приезжал домой к мальчикам? (один год.)

  2. (2 команда) Сколько километров от станции до местожительства отца? (100 км)

  3. (3 команда) Какую сумму мать заплатила ямщику за дорогу? (100 рублей.)


  1. (1 команда) Кто был старше, Чук или Гек? ( Чук был старше.)

  2. (2 команда) О чем договорились братья не рассказывать маме, если она не спросит, а значит и врать не надо. ( Про телеграмму.)

  3. (3 команда) Что было написано в последней телеграмме от отца? ( Задержитесь выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу.)


  1. (1 команда) Почему сторож не стал спрашивать документы у нежданных гостей? ( Потому что мальчики очень были похожи на отца.)

  2. (2 команда) Сколько дней матери с сыновьями нужно было ждать отца в сторожке. (10 дней.)

  3. (3 команда) Что случилось с полушубком сторожа, когда он ходил в тайгу? (Медведь царапнул и вырвал огромный меховой клок.)


«Цена» — 30 очков.

  1. (1 команда) Как называются горы, где работал отец мальчиков? (Синие.)

  2. (2 команда) В каком городе жили Чук и Гек? (Москва.)

  3. (3 команда) Назовите фамилию семьи. (Серёгины.)


  1. (1 команда) Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку Чука? (Там лежала телеграмма.)

  2. (2 команда) Из окон поезда Гек увидел, как мальчик кого-то бросил в снег. Кто это был? (Кошка.)

  3. (3 команда) В пути их поезд нагнал эшелон с животными. Какими? (Быками и коровами.)


  1. (1 команда) От кого на станции дети спрятались за чемоданы? (От козла.)

  2. (2 команда) Кто в дороге танцевал перед детьми? (Два зайца.)

  3. (3 команда) Что за зверя увидел ночью Гек в лесу? (Лошадь.)


  1. (1 команда) Только какие птицы встретили людей на базе отца? (Сороки.)

  2. (2 команда) Чем был набит матрац в домике, где переночевали Чук и Гек? (Сухими листьями.)

  3. (3 команда) Где любил спать Гек и почему именно там? (С краю, так как всегда сбрасывал одеяло, и все из-за него спали раскрытыми.)


  1. (1 команда) Как ямщик на базе определил, что здесь есть кто-то живой? (Печка была теплой, а в ней стоял горшок со щами.)

  2. (2 команда) Где же пропадал сторож целых четыре дня? (Бегал на лыжах к отцу и принес ключи от его комнаты.)

  3. (3 команда) Чем занимались дети до приезда отца? (Мастерили игрушки для новогодней елки.)


«Цена» — 40 очков.

  1. (1 команда) Как мама наказывала мальчиков за драку? (Не ругала, не кричала, а разводила по комнатам, не давая им играть вместе 1 или 2 часа.)

  2. (2 команда) Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут? (Спрятаться под кровать и завыть, напугав его.)

  3. (3 команда) Как Гек «пошутил» над матерью и Чуком в лесной избушке? (Залез в сундук и хотел оттуда страшно завыть, но уснул.)


  1. (1 команда) Кличка собаки сторожа базы. (Смелый.)

  2. (2 команда) Что на радостях кинула мама собаке сторожа? (Кусок колбасы.)

  3. (3 команда) Почему отец не танцевал с мамой? (Не умел, и он был очень сильный, крупный.)


«Цена» — 50 очков.

  1. (1 команда) Какое оружие сделали себе мальчики, собираясь к отцу в тайгу? (Кинжал из кухонного ножа, пику из гладкой палки с забитым гвоздем.)

  2. (2 команда) Что случилось с Геком в поезде в первую же ночь пути? (Он вышел в коридор, перепутал купе, заблудился и попал не туда.)

  3. (3 команда) Чук и Гек однажды сказали маме, что никого не боятся: ни волка, ни медведя, потому что они уже победили одно животное. Какое? (Прогнали камнями со двора собаку.)



«Цена» — 60 очков.

  1. (1 команда) Расскажите, как семья готовилась к отъезду. (Запаковали багаж, вставили второй замок в дверь, уничтожили все остатки пищи, чтобы не завелись мыши.)

  2. (2 команда) Чем увлекался Чук, а чем Гек? (Чук любил собирать разные безделушки, Гек любил петь песни.)

  3. (3 команда) Назовите три трудности, выпавшие на долю матери в тайге. (Не умела топить печь, обдирать зайца, за водой ходить было далеко.)


Подсчет баллов – 3-5 минут.


Награждение команд.



Спасибо за участие!

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Раз, два – начинается игра»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: