Конспект урока по Литературе «Что наша жизнь? Игра?» 8 класс


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 4» г. Михайловска

















«Что наша жизнь? Игра?»

(По повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»

и одноимённой опере П.И.Чайковского)









Разработала: учитель русского языка и литературы

Калиниченко Ольга Юрьевна







Урок литературы в 8 классе


«Что наша жизнь? Игра?»

(По повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»

и одноимённой опере П.И.Чайковского)


Цели:

1. образовательные: выявить тему, идею, конфликт в произведениях Пушкина и Чайковского; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; выяснить символический смысл тайны трёх карт;

2. развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения разных видов искусства; развитие поисковых умений учащихся развивать монологическую речь; прививать навыки самостоятельной оценки художественного произведения;

3. воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; развитие гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания в повести Пушкина «Пиковая дама»; проследить связь проблем, затронутых в повести, с современностью


Оборудование:

-презентация к уроку;

-отрывок из экранизации оперы «Пиковая Дама»


Звучит интродукция.


1. Слово учителя:


7 декабря 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая Дама».


Огромный зрительный зал переполнен. Отзвучали последние аккорды. Несколько мгновений в зрительном зале царила тишина.


А потом настоящая буря разразилась в партере. Вызывали автора, исполнителей. Чайковскому преподнесли серебряный венок и огромную лиру из лавров.


Прошло немного времени, и началось триумфальное шествие «Пиковой Дамы» по оперным сценам мира. Шествие, которое продолжается и сейчас.


Чем же покорила Чайковского повесть Пушкина?


Сегодня на уроке мы знакомимся с повестью Пушкина «Пиковая дама» и с фрагментами из одноимённой оперы Чайковского.


В центре нашего внимания – вопросы о смысле и ценности человеческой жизни.


Мы попытаемся понять скрытые мотивы поступков героев, выясним символический смысл тайны 3-х карт, научимся видеть в музыке основные события.


Чудесное спасение с помощью карт и трагедия человека, поставившего на карту свою и чужие судьбы…


Много тайн и загадок хранит в себе повесть. И наша задача – приоткрыть завесу тайны.


2. Обратимся к истории создания повести «Пиковая Дама» (ответ ученика)

История создания повести “Пиковая Дама”.


Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.


В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.


3. Анализ (беседа по вопросам)


1. — Почему «Пиковая дама» захватывает с первых страниц? Сравните объём «Пиковой дамы» и её художественный мир. Полагают, что «Пиковая дама» — повесть; ваше мнение о жанре столь необычного произведения?


Повесть – жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Это история жизни одного человека, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от лица автора или самого героя.


Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя (кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц).


Новелла – (от итал. – новость) – небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. 1-2 эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Это произведение с острым, захватывающим сюжетом.


Гёте считал, что «новелла – новое, невиданное происшествие».

Новелла – любимый жанр Пушкина


-ёмкость;

-лаконизм; — вот что характерно для произведений А.С.Пушкина

-динамика


2. — Докажите, что Германн – это фамилия, а не имя героя.


Германн в переводе с древнегерманского — «воинственный».


Герман (имя) – «родственный».


3. — Каков же герой повести? Что говорит сам о себе? Что говорят о нём другие персонажи?


Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…”

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» 5 – 7 класс


4. — Назовите ключевые слова, характеризующие Германна (выписываем на доску).


-расчётлив;

-скрытен;

-честолюбив;

-сильные страсти;

-огненное воображение;

-на его совести по крайней мере 3 злодейства;

-твёрдость;

— « я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.


4. Слово учителя:

Согласитесь, перед нами психологический портрет человека весьма противоречивого. Томский, например, сравнивает Германна с Наполеоном и Мефистофелем. Говоря о Наполеоне, вспоминаем его путь восхождения и вознесения над всеми людьми. Наполеон – ярчайшее воплощение карьеры человека, победившего в битве жизни.


На совести Германна по крайней мере 3 злодейства. Какие, на ваш взгляд?

(Графиня, Лиза, сам Германн)


5. Беседа по вопросам:

1. — Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна?


— Нет, автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху.

Текст:

Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои 3 верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!


2. — Вот в чём заключается смысл жизни Германна. А можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?


3. — Какова роль Томского?


(Пустой человек, безличный, ни добр, ни зол; ни умён, ни глуп; молодой человек, внук графини). Он рассказывает историю о трёх картах.


4. — Расскажите её кратко


5. — А почему графиня отдаёт тайну карт Чаплицкому?


(Как будто здесь намёк на её роман с Чаплицким. Если это так, то выигрыш она отдаёт ради любви. А у Германна?… игра в любовь приносится в жертву выигрышу).


Там – любовь, здесь – аккуратный расчёт.



6. — На что идёт герой ради денег? Обратим внимание на два сюжетных хода Пушкина, о которых мы уже говорили и которые отсутствуют в пресловутом анекдоте. Почему у Пушкина Германн и графиня не родственники? Для чего введён образ Лизы?


Между Германном и графиней непроходимая сословная пропасть. Он — военный инженер, не больше, но страстно стремится от зелёного карточного стола молниеносно взлететь вверх по имущественной лестнице. Интересен вопрос: почему автор сделал своего героя немцем? Пушкин почувствовал первые шаги той болезни, которая только проникает в Россию, но ею уже живёт Европа — жажда сиюминутного обогащения, власть денег в обуржуазивающемся мире, где происходит подмена одних ценностей другими. У Пушкина подвержен гибели от испепеляющего могущества золота герой-немец, но предвидения героя оказываются куда шире. Тема “Пиковой Дамы” — губительная сила “золотой лихорадки”.


7. Каким образом Германн рассчитывает выудить у старой графини тайну 3-х карт?


(Представиться ей, пожалуй сделаться её любовником. Любовником 87-летней старухи! Какой чудовищный цинизм! Германн — предупреждение человечеству об опасности утратить в себе человеческое).


Без Лизы не сложился бы сам сюжет повести. Задумывая “Пиковую Даму”, Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.


Познакомимся с Лизой. “И вот моя жизнь!” — подумала Лизавета Ивановна”.


8. — Прокомментируйте слова девушки.


6. Исследовательская работа:

Проведём исследовательскую работу с текстом. Глубже раскрыть образ персонажа, понять скрытые мотивы поступков поможет интерьер.


Посмотрим, какой предстаёт перед читателем комната графини.


Автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Подробнее мы узнаём о комнате графини с приходом Германна в её покои. Перед читателем предстают всё новые подробности интерьера. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия.


1. — Как характеризует интерьер графиню? Для чего Пушкин подробно перечисляет все предметы?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «А.И.Приставкин «Как вылечить совесть»


Будто сама эпоха XVIII века застыла перед нашими глазами. Теплится золотая лампада — это доживает свой век хозяйка дома. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи.


2. Сопоставим образ графини с образом её воспитанницы, Лизаветы Ивановны. Раскрытие характеров двух героинь построено по принципу антитезы. Сравнение интерьеров их комнат говорит о социальной пропасти: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате…” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями — в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча — в покоях штофные диваны и кресла, золотая лампада.


Мы сочувствуем героине ещё и потому, что по натуре своей “она была самолюбива, живо чувствовала своё положение”.


3. — Кем становится для Лизы Германн?


Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье.


4. — А кем становится для него она?


Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана — проникнуть в спальню графини. Не влюблённость — расчёт, не искренность — аккуратно выстроенная лживая игра.


Обратим внимание на слово “игра” — ещё один ключ к разгадке пушкинской повести.


5. — Чем хотел Германн достичь успеха? (Карточной игрой.)


Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно — и он включается в любовную игру.


6. — А где же настоящая жизнь? Почему у Германна её нет? (Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни.)


Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем. По случайному совпадению (и по воле автора) перед роковым ночным свиданием Томский, танцующий на балу мазурку с Лизой, упоминает Германна и даёт ему необычную характеристику.


7. — С кем сравнивает Германна Томский? Что кроется в этом коротком и невероятно ёмком сопоставлении: Германн — Наполеон — Мефистофель? В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном?


8. — В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?


Для повести число “три” — ключевое: три карты, три главных героя и, наконец, три злодейства — со слов Томского. А если быть ещё внимательнее, то вспомним, что составляющих “формулы” Германна тоже три: “расчёт, умеренность и трудолюбие”.


9. — Чувствует ли Германн вину?


10. — Как Лиза отнеслась к известию о смерти графини?


11. Что заставило Германна прийти на похороны?


12.Целый день Германн был расстроен. А чем? (Не узнал тайну).

Проснулся Германн без четверти три. Сон у него уже прошёл. Он сидел и думал о старой графине.


7. Учитель читает наизусть отрывок:


В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, — и тотчас отошёл. Германн не обратил на то никакого внимания. Через минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, и в комнату вошла женщина в белом платье. Германн принял её за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести её в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Германн узнал графиню!


— Я пришла к тебе против своей воли,- сказала она твёрдым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…


С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Настоящая повесть о настоящем человеке" 6 класс


Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян, по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал своё видение.


13. Как вы расцениваете эпизод появления графини? Что это? Фантастика? Сказка? Или результат патологического состояния героя?


14. Как после посещения графини изменилась жизнь героя?


Исследователями творчества Пушкина было замечено, что Германн мыслит как заядлый картёжник. Докажите это. (Утроит, усемерит мой капитал).


15. Объясните странное поведение Чекалинского во время 3-ей последней его игры с Германном. Он мечет банк трясущимися руками. Чего он так боится? Неужели проигрыша?


Речь идёт о 367 тысячах, что для миллионера, быть может, чувствительно, но не смертельно. Тогда в чём же дело?


(Он ощущает, что втянут Германом в какую-то непонятную игру. Будто не с ним, а им играет Германн).


16. – Чем заканчивается игра для Германа?

Одержимый бесом, Германн «обдёрнулся»: вместо туза у него стояла дама.


17. — Как могло такое произойти?


(Он заигрался. Не считается с теми, с кем играет, выбрасывает из-за ненадобностью, как заигранные напрочь карты)


22. А почему именно эти карты выигрышные? Что они символизируют?


«3» — символ начала новой жизни, разрешения проблем. Петух поёт 3 раза, Иисус воскрес на третий день, 3 желания, 3 испытания…


«7» -гармония, порядок: 7 дней недели, 7 ступеней в ад, 7 смертных грехов (гнев, зависть, обжорство, похоть, гордыня, лень, жадность).


«туз» — самая старшая карта, исполнение желаний.


Повесть Пушкина полна символов:


-графиня – символ века минувшего, символ возмездия;

— 3 карты – символ жизненного благополучия и символ краха мечты.


23. — А какую роль в повести выполняет мотив игры?


-Запишите ваши ассоциации к слову игра.


-Сравните с Пушкинским текстом.


Жизнь – игра.


24. Почему Германн сходит с ума?


25. Что такое, по-вашему, жизнь? И жил ли Германн?


Он жил, стремился к тайне – символу его счастья, а её – тайны – нет. Тайна в том, чтобы быть человеком. Свои счастливые «тройка, семёрка, туз» есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт «Пиковая дама».


26. Что символизирует «Пиковая дама»? Почему Пушкин, первоначально дал повести другое название «Холостой выстрел», а после переменил его?


Опера Чайковского существенно отличается от повести Пушкина.

Опера П.И.Чайковского


Повесть А.С.Пушкина


Лиза – внучка и наследница графини


Лиза – бедная воспитанница


ГерГерманн кончает жизнь самоубийством


Германн сходит с ума

Лиза кончает жизнь самоубийством


Лиза выходит замуж и сама обзаводится воспитанницей

Фантастика полна жути

Фантастика дана иронически

(призрак шаркает туфлями)



П.И.Чайковский свободно обращается с литературным материалом: самостоятельно истолковывает образы, приближает их к современности, используя всю ёмкость пушкинских характеристик.


Из письма П.И.Чайковского князю Романову:


«Я писал её (оперу) с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал всё происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака Пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».


27.Я тоже на это надеюсь и предлагаю вам прослушать фрагмент оперы. Составьте устное сочинение на тему «Что я представляю себе, слушая оперу П.И.Чайковского».


Первые звуки кажутся странными, они создают атмосферу настороженности, ожидания. Это тема трёх карт, которые выиграют наверняка.


Прослушиваем ответы учеников.


28.Так в чём же смысл и ценность человеческой жизни? От чего зависит жизнь человека? (Характер, судьба, случай, свободный выбор).


Домашнее задание:

мини-сочинение «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина»?

Калиниченко О.Ю., учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 4»г. Михайловска 10

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: