Конспект урока по Литературе «Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»» 9 класс


Урок в 9классе

Тема. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.

Цель урока:

  1. Раскрыть гражданственный пафос комедии, формировать у учащихся ценностно-смысловую компетенцию.

  2. Определить, в чем заключается конфликт комедии, основная идея автора, актуальность произведения.

  3. Указать на особенности построения пьесы.

  4. Развивать навыки анализа текста.

  5. Формировать коммуникативную компетенцию на основе групповой работы, закреплять навыки публичного выступления.

  6. Развивать исследовательские навыки ( работа с дополнительной литературой, подготовка устного сообщения).

  7. Формировать общекультурную компетенцию на основе применения межпредметных связей (история, литература, театральные постановки, кинематограф)

Тип урока: урок обучения навыкам и умениям .

Вид урока: урок -практикум.


Оборудование : мультимедийный проектор, текст комедии, таблицы «Эволюция положительного героя», «Столкновение взглядов», презентация к уроку (18 слайдов, отрывок из фильма «Недоросль» Владимира Семакова, Виталия Иванова (1987г.)

Дворянскому сословию

предстояло приготовиться

к ответственной патриотической

роли:

дворянство должно было стать

проводником образования,

знания.

(В. О. Ключевский).


Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.

  1. Слово учителя.

Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать комедию Фонвизина «Недоросль».

  1. Запишем тему и эпиграф урока. К эпиграфу мы вернемся в конце урока, тогда мы сможем ответить на вопрос, почему именно эти слова были выбраны. Слайд 1,2

  2. Цель нашего урока- слайд 3.

  3. Мы попытаемся проследить, как автор раскрывает свое понимание проблемы воспитания дворянина, какую роль играет гражданское воспитание, каким представляли истинного гражданина просветители –реалисты, посмотрим, чем пьеса Фонвизина отличается от других, определим смешное и трагическое в ней.

4. Словарная работа. Слайд 4.

— Что такое пафос?

— Что такое оппонент?

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Слово учителя.

-Кто является главными оппонентами госпожи Простаковой ?

-Правдин

-Стародум

— Милон

Это положительные герои. Но в русской литературе образ положительного героя менялся. В 18 веке можно выделить три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью.

  1. Выступление ученика. «Эволюция положительного героя в литературе 18 века». (Обобщение ранее изученных сведений, представление их в виде опорной таблицы, опережающее задание-сентиментализм, просветители -реалисты)

Слайды 5,6,7,8.

-Обратите внимание на таблицу, которая на парте у каждого из вас. Ее нужно вклеить в тетрадь, она понадобится нам для дальнейшей работы, при изучении других произведений.


Эволюция положительного героя


I этап. Классицизм


II этап. Сентиментализм


III этап. Просветители-реалисты


  • Человек- общественный субъект.

  • Поведение его обусловлено требованием служения обществу.

  • Характер–образное воплощение основных идей, формируется под их влиянием.

  • Положительный герой- рупор идей автора-классициста, человек-гражданин, идеал.


  • Человек живет личной жизнью.

  • Долг перед государством и обществом заменяется долгом пред собой.

  • Человек не обязан жертвовать собой, не обязан подавлять чувства, несовместимые с идеей гражданственности

  • Смысл бытия -стать вместилищем тонких чувств.

  • Человек совершенный-это человек, умеющий страдать, сочувствовать, сопереживать.


  • Общество – «не герои» и «толпа».

  • Характеры не рождаются, их формирует среда.

  • Задача художника- воссоздать формирование социально типических характеров.

  • Положительный герой-умен, образован, честно выполняет свой долг перед государством, благонравен.



  1. Работа над темой урока.

1.Слово учителя.

В своем произведении Фонвизин ставит две основные проблемы:

1) бедственность для России крепостного права, оно убивает лучшие качества человека, подневольные унижены, растоптаны, сами теряют чувство собственного достоинства.

2) рабство развращает самих помещиков. Русские дворяне превратились в Скотининых и Простаковых.

Поэтому остро встает проблема воспитания настоящего гражданина. Важная роль отводилась общественной мысли. Именно на нее, а не на усилия отдельных личностей возлагались главные надежды по преобразованию жизни на разумных основаниях, но ее следовало воспитать, вывести из тьмы невежества и устаревших взглядов.


2. Выступление ученика- историка: «Действия правительства в отношении дворян» Слайды 9,10,11,12.

Историческая справка. Слайд 9

«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было переделать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания» (В. О. Ключевский).

Действия правительства в отношении дворян:

1722 г.— Петр I издал указ об обязательной службе дворян и
обязательном обучении; Слайд10

1736 г.-императрица Анна выпустила указ, которым бессрочная служба заменялась 25-летним сроком, чтобы дворянство занялось мирным преобразованием общественной жизни; Слайд11

1731 г.-открыт Шляхетный кадетский корпус многопредметной программой

(риторика, география, история, геральдика, юриспруденция)-как проявление заботы о подготовке к гражданской службе. По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить, знающим и военное дело, и гражданское. Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены,побуждало

родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительное преимущество по службе. Слайд 12.


3. Определение конфликта комедии. Групповая исследовательская работа.



— Кто из главных героев выражает основную идею автора?

(Просветительская цель в комедии достигается не только за счет высмеивания пороков, но путем утверждения «положительной программы», которую обстоятельно излагают добродетельные герои).

А) Задания для групповой исследовательской работы по тексту:

1 группа. 1) расскажите биографию Стародума.

2) -что о нем рассказывает Простакова?

-что рассказывает Стародум о себе в письме к Софье?

-что говорит Стародум в разговоре с Правдиным о чинах, о себе? Выпишите цитаты. ( 1 д., явл.5,7,3 д.,явл.1,2)

2 группа. 1) Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли –поступков или речей?

2) Расскажите о взглядах Стародума

-на государственную службу. (4д.явл.2)

-на образование (4д.явл.2,5д.,явл.1) Выпишите цитаты.

3 группа. Расскажите о взглядах Стародума

-на воспитание (5д., явл.1)

-на роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.

4 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

-на государственную службу. (4д.явл.8)

-на образование (4д.явл.8) Выпишите цитаты.

5 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

— на воспитание (1д.,явл.5)

-на роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.

Б)Выступление представителей группы.

В) Подведение итогов работы групп. Заполнение совместной таблицы. Слайд 13

Столкновение взглядов

Взгляды

Простакова

Стародум

На государственную службу

«У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8)

«Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчиты­ваю я по чину дел, ко­торые господин сделал для отечества» (IV, 2)

На образование

«Без наук люди живут и жили… Да что за радость — выучиться» (IV, 8)

«Наука в развращен­ном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чу­довище» (V, 1; IV, 2)

На воспитание

«Из… фамилии Простаковых… на боку лежа летят… в чины. Чем же плоше их Мит­рофанушка?» (I, 5)

«Воспитание должно быть залогом благо­состояния государс­тва… что для отечес­тва может выйти из Митрофанушки… нравственное воспита­ние сынка поручают рабу крепостному… (V, 1)

На роль денег

«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» (I, 7)

«Наличные деньги — не наличные достоин-

с­тва» (III, 2)


Г) Общие выводы. Слайд 14

В комедии четко прослеживается столкновение взглядов разных представителей дворянства: Стародума и Простаковой. Важна позиция человека по отношению к государственной службе, образованию, воспитанию, его отношение к деньгам. Обратите внимание на взгляды просветителей-реалистов.

Происходит столкновение двух мировоззрений, старого и нового, которые конфликтуют между собой. В этом и заключается основной конфликт комедии. (Запись в тетрадях). Слайд 15

Стародум – положительный герой, выражающий позицию автора.

— В чем заключается основная идея автора?

Необходимо формировать в обществе новое мировоззрение, надо научиться мыслить и поступать по-новому (запись в тетрадях) Слайд 16

4.Определение особенностей пьесы. Новаторства автора.

А)Беседа с учащимися.

— Можно ли сказать, что пьеса выдержана в духе классицизма? Соблюдены ли в ней требование трех единств? (времени, места, действия -любовная интрига)

— Но образы Тришки, Еремеевны, учителей ? Они не играют роли в любовной интриге.

— Можно ли однозначно сказать о четком разделении положительных и отрицательных персонажей?( Еремеевна, Простакова, Простаков)

Б) Просмотр отрывка фильма Владимира Семакова, Виталия Иванова (1987г.) по комедии «Недоросль» (см.рис.№ 11). Слайд 17


Рис. № 11.Финал комедии.

Выявление впечатления от просмотренного фрагмента:

-какими вы представляли себе героев пьесы?

-как удалось актерам сыграть финал пьесы?

— в чем актуальность произведения? Почему пьеса до сих пор ставится в театрах?

В) Вывод. Теоретик русского классицизма писал : «Нельзя раздражать Талию слезами». Но в комедии Фонвизина смешное смешивается с трагическим.

-Что показалось вам самым смешным?

-Когда комическое приобретает оттенок трагического? (Митрофан, Скотинин, учителя, Простакова: «Нет у меня сына»)


Конфликт пьесы решается в духе требований классицизма: порок наказан, добродетель торжествует.

IV.Подведение итогов урока

— Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока?

(новая роль дворянства в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения)

— В чем заключается гражданственный пафос комедии?

(дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ)

В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображе­нии нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значе­ние, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи.


V. Домашнее задание. Слайд 18.Выбрать один из вариантов домашнего задания.

1.Написать эссе на одну из тем:

А) «Вот злонравия достойные плоды»

Б) Один день в доме Простаковых

В) Кто они- современные Митрофанушки.

2. Письменный ответ на вопрос №4 на стр.107.

3. Сообщение «Сентиментализм»-индивидуальное задание.


Свежие документы:  Конспект урока по литературе «Дикие животные зимой»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: