Конспект урока по Литературе «Дети и война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»







Автор: Суперфина Елена Борисовна





Место работы: МБОУ Павловская основная школа

Рославльского района

Смоленской области






Должность: учитель русского языка и

литературы













Дети и война.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

( разработка урока)


Тема: «Дети и война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».


Цели урока: познакомить юных читателей с выдающимся поэтом XX века,

в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории

нашей страны;

работать над выразительностью чтения стихотворного текста;

развитие навыков анализа.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг на тему «Война и дети»,

репродукция картины художника Ю.Непринцева «Вот

солдаты идут», рисунки учащихся.

План урока:

  1. Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.

  2. Чтение текста.

  3. Беседа по тексту.

  4. Проверка домашнего задания.

  5. Работа в группах.

  6. Работа над выразительным чтением.

  7. Сочинение-миниатюра.

  8. Итог урока.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.

  3. Выразительное чтение стихотворения ( читает учитель).

  4. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

  • Как характеризует мальчика Твардовский?

  • Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

  • Можно ли поступок мальчика считать геройским?

  • Как рассказчик поблагодарил мальчика?

  • Как вы поняли выражение ( задание № 2 стр. 149 учебника –хрестоматии 5 класса)?


Y. Проверка домашнего задания.

Прослушивание сочинений – миниатюр, написанных дома на тему «Почему рассказчик не может простить себе, что забыл спросить мальчика, как его зовут?»


YI. Беседа по репродукции картины художника Ю.Непринцева «Вот

солдаты идут». (Используется слайд)

  • Что вы знаете о годах военного лихолетья 1941 – 1945 гг.

  • Расскажите о вашем впечатлении от картины?

  • Что изображено на картине?

  • Что вы можете рассказать о войне, рассматривая эту картину?

  • Как изображены солдаты?

  • Как вы думаете, почему наш народ выиграл войну?


YII. Выставка рисунков учащихся. Беседа.


YIII. Работа над выразительным чтением стихотворения.


  1. Выставка книг на тему «Война и дети».

    • Какие вы прочитали произведения о Великой Отечественной войне, где героями являются дети?

    • Расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного.

    • Хотите ли прочитать другие произведения на эту тему?




  1. Итог урока. Заключительное слово учителя.


Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и сёла. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жёны и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Всё для фронта! Всё для победы!»

Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В.Катаева «Сын полка», К.Симонова «Сын артиллериста», А.Твардовского «Рассказ танкиста» и др. показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжёлых условиях войны.

У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за тех, кто не вернулся из боя, за тех, кто сгорел в пожарах, расстрелянных, сожжённых в печах фашистских концлагерей.


  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».



Свежие документы:  Сочинение на тему "Поэтический мир Баратынского"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: