КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 10 КЛАССа «Преступление и наказание»


Горичная Наталья Фёдоровна

учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ ст.Луковской имени Астанина

Моздокского р-на РСО-Алания



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 10 КЛАССа

«Преступление и наказание»


Цели: 1.выявить глубину читательского восприятия уч-ся;

2.учить самостоятельно формулировать вопросы, обобщать и делать

выводы по прочитанному;

3.поддерживать творческую активность уч-ся и интерес к классике.


Оформление: шапка, в которой содержатся составленные учениками, записанные на полосках бумаги, скрученные в трубочку вопросы о романе; «мудрые мысли» развешаны по стенам кабинета или на доске; табличка с обозначением типа вопросов; на доске – портрет Ф.М. Достоевского; запись темы и эпиграф:


Хороша та книга, которую открываешь –

предвкушая, а закрываешь – обогатившись.

А. Олкотт.




ПЛАН УРОКА:

1.Орг.момент.

2.Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока.

3.Обращение к высказываниям. Разбор домашнего задания.

4. Разбор эпиграфа; «Шапка вопросов».

5.Итоги урока.


ХОД УРОКА:

1.Орг. момент.

2. — «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Этих слов нет в романе, о котором мы будем говорить сегодня. Достоевский записал их в своём дневнике в пору юности, и они стали определяющими для всего творчества писателя. “Боль о человеке”… Трудно найти более точную и ёмкую формулу, выражающую основную мысль “Преступления и наказания”. А теперь подумайте и скажите: какое отношение имеют к содержанию романа строки Роберта Рождественского, использованные в формулировке темы урока?

Одна из целей сегодняшнего итогового занятия – выяснить,насколько вдумчиво прочитан текст “Преступления и наказания”, какое впечатление произвели на вас герои романа, над чем заставили задуматься.

Итак, разберёмя в прочитанном…

  • В оформлении сегодняшнего урока использован известный портрет Достоевского работы художника Перова. А сейчас вы увидите ещё один, необычный портрет писателя. Он создан в 80-х годах прошлого века болгарским художником.(Уч-ся рассматривают изображение). Что символизирует это изображение Достоевского? (Ответы учеников).

3. Как вы думаете, какое отношение к “Преступлению и наказанию” имеют мудрые мысли, использованные в оформлении урока? (Ребята читают изречения и приходят к выводу: каждое высказывание так или иначе затрагивает проблемы, поднятые автором произведения.) Наверняка, какое-то высказывание затронуло вас больше других. Потому домашнее задание будет таким: опираясь на содержание романа, письменно раскройте смысл понравившегося высказывания.

Чьё изречение вам уже знакомо? Почему? (Английского поэта Одена, оно использовалось в качестве эпиграфа на вводном уроке по творчеству Достоевского.) Попробуйте догадаться, почему это высказывание висит на двери кабинета? (Это символизирует начало и завершение разговора о писателе). Прокомментируйте смысл высказывания теперь, когда вам уже известно содержание “Преступления и наказания”.

4.Разбор эпиграфа. – Одна из главных задач сегодняшнего урока как раз и состоит в том, чтобы выяснить, чем же обогатила вас данная книга? А поможет нам в этом шапка вопросов. За 2 урока до подведения итогов вам было дано задание: составить вопросы 3 типов

(1 – на знание текста романа; 2 – о героях романа; 3 – я не понимаю…). Они-то и находятся сейчас в шапке и с нетерпением ждут желающих ответить на них. Каждому предоставляется право вытянуть 2 вопроса. Если отвечающий затрудняется, вопрос переадресуется классу. Принимаются поправки и дополнения.Итак, право ответа предоставляется…

5.Подведение итогов.



Свежие документы:  Конспект урока «Федор Михайлович Достоевский»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: