Конспект урока по Литературе «Друзья мои, прекрасен наш союз» (Друзья Пушкина и их роль в жизни поэта) 9 класс


Баранова Наталья Александровна

МБОУ «ЦнинскаяСОШ №1» Тамбовского района Тамбовской области

Учитель русского языка и литературы










































Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз» (Друзья Пушкина и их роль в жизни поэта, 9 класс)

Цели:

1. Образовательные

  • Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни

  • Осуществить первичное знакомство: с лирикой, посвященной друзьям; воспоминаниями друзей; историями знакомств.

  • Создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

2. Развивающие

  • Определить роль друзей в развитии личности Пушкина, их влияние на судьбу поэта.

  • На примере стихов раскрыть особенности личности поэта.

  • Развитие навыков самостоятельной работы.

3. Воспитательные

  • Воспитание интереса к личности и творчеству А.С.Пушкина.


Оформление к уроку: портрет А.С. Пушкина, стенд с портретами друзей

Пушкина, книги стихов.


Форма урока: Анализ групповых заданий, подготовленных дома.


Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Эмоциональная подготовка к уроку.

Учитель.

«Друзья мои, прекрасен наш союз», — так сказал поэт о своих отношениях с друзьями. Действительно, на протяжении всей жизни Пушкина отношения с друзьями были прекрасны. В жизни поэта окружало огромное количество людей. Они были разными и по-разному раскрывали его поэтический талант, особенности характера.

В детстве это был Иван Пущин, потом друзья лицея, о которых у Пушкина остались самые теплые воспоминания. Во взрослой жизни ангелы – хранители Жуковский, Соболевский, Тургенев, друзья-поэты… Всех не перечислишь. И вот сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе великого поэта и великих людей золотого века.

III. Создание проблемной ситуации.

Наша задача в течение разговора попытаться определить, кем же были друзья для Пушкина, какое значение имели они для него и какую роль сыграли в его жизни.

1. Учитель. Слово предоставляется творческой группе, которая расскажет первом друге А.С.Пушкина.


Учащиеся I группы.

  • Историк. Рассказ об истории знакомства А.Пушкина с И.Пущиным.

  • Литератор. Чтение наизусть стихотворения «мой перый друг…», сообщение об истории создания стихотворения.

  • Биограф. Сообщение биографических сведений о Пущине.


Учитель.(обращаясь к классу)

— Как вы думаете, какое значение имела дружба с Пущиным для Пушкина? Кем был Пущин для Пушкина? (Ответы учащихся)


2. Учитель.

Лицей. Это слово навевает о многих событиях, которые произошли в жизни великого поэта. Это и годы учения, и становление личности Александра Сергеевича, и проба пера, и первая любовь, и, конечно же, первые друзья.

Что же значили лицейские друзья в жизни Пушкина? Какова их роль в жизни поэта? Сообщение следующей группы.


II. группа учащихся

  • Литератор. Чтение стихотворения Пушкина «19 октября».

  • Историк. Сообщение о судьбе лицейских друзей поэта, их роли в жизни Пушкина (Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер).

  • Литератор. (читает стихи Пушкина после сообщения о каждом из друзей).

Учитель. Какова же роль друзей лицея в жизни Пушкина?

(Ответы учащихся)


3. Учитель. Всем известно, что произошло в декабре 1825 года. Если бы поэт был в Петербурге, то он был бы на Сенатской площади. Но там были только его друзья. После восстания Пушкин проявил к нему двойственное отношение: остался лично верен своим друзьям – декабристам на всю жизнь, но отнесся с полной объективностью к событию. Что же объединяло Пушкина и декабристов? Каковы были их отношения? Слово нашей следующей группе.


III. группа учащихся.

  • Историк. Рассказ об истории знакомства Пушкина с декабристами.

  • Литератор. Чтение наизусть «Во глубине сибирских руд…» А.Пушкина.

  • Литератор. Чтение наизусть стихотворения Одоевского «Струн вещих пламенные звуки…»

  • Историк. Сообщение о судьбе друзей-декабристов.

Учитель. Что же объединяло Пушкина и декабристов? Каковы были их отношения? (Ответы учащихся).


4. Учитель. В окружении Пушкина были люди, которые пробовали себя на литературном поприще. Со многими из них Александр Сергеевич связан был узами дружбы. Кто же они? Какова их роль в жизни поэта? Сообщение четвертой группы.


IV. группа учащихся.

  • Биограф. Сообщение о Вяземском.

  • Биограф. Слово о Языкове. Чтение наизусть «К Языкову» 1824 г.

  • Биограф. Жизнь и судьба Батюшкова. Стихи Пушкина о Батюшкове.

  • Биограф. Отношения с Баратынским.

  • Биограф. Сообщение о Плетневе. Стих. «Плетневу».

Учитель. Какова же роль друзей-поэтов в жизни А.С.Пушкина? что они вносили в его жизнь? (ответы учащихся).


5. Учитель. А.С. Пушкину в жизни встретились люди, которые были не просто друзьями. Они были его ангелами-хранителями. Прослушав следующее выступление, попробуйте сказать, почему же эти люди стали ангелами-хранителями великого поэта?


V. группа учащихся.

  • Биограф. Сообщение о П.Я.Чаадаеве и его отношениях с Пушкиным.

  • Литератор. Чтение наизусть «К Чаадаеву» 1821г.

  • Биограф. Сообщение об Александре Ивановиче Тургеневе.

  • Литератор. Чтение стихотворения «К Жуковскому» 1816г.

  • Биограф. Слово о Жуковском и его дружбе с Пушкиным.

  • Биограф. С.А. Соболевский и Пушкин.

Учитель. Почему же эти люди стали ангелами-хранителями Пушкина? Как Пушкин относился к ним?


6. Обобщение по теме.

Учитель. Давайте же определим, как Пушкин относился к друзьям?

Каким мы видим Пушкина в стихах, посвященных друзьям?

Какую роль сыграли друзья в жизни поэта?

Что дала ему дружба?

Существует ли такая дружба и такие отношения в какие времена?

(Ответы учащихся с доказательством).


7. Домашнее задание и его инструктаж.

  1. Еще раз подумать над тем, о чем говорилось на уроке, и написать эссе «Мой друг» от лица Пушкина.

  2. Анализ стихотворения Пушкина о дружбе.

Литература:

  1. Пушкин А. С. Избранное.- М.: Просвещение,1983.

  2. 1799 – 1837: Пушкин и его время. – М.: ТЕРРА, 1997.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: