Конспект урока по Литературе «Духовный поединок Христа и Инквизитора. Анализ главы «Великий Инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»


Урок на тему «Духовный поединок Христа и Инквизитора.

Анализ главы «Великий Инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»

Материал для урока: фрагменты фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм», П.Лунгина «Царь», слайды с великой живописью Босха, Брейгеля, Дюрера, Рокотова, картина Крамского «Христос в пустыне», слайды с проблемными вопросами для работы в группах – (всё прилагается)

ДОСКА:

«Накорми – тогда и спрашивай добродетели!» — из лозунгов социалистов 1880-х годов

«Вот я наелся – а дальше что?» — из дневника писателя 1881 года

«Если бы математически доказали, что истина вне Христа, то я согласился былучше остаться со Христом, нежели с истиной». (Из письма писателя брату)

«Никогда ещё в России МЕШОК не был так силён…» (из дневника писателя)

Проблемные вопросы:

-Почему люди иногда отказываются от свободы?

— Что прекращает людей в «массу»?

— Правда ли, что для Божьей власти над человеком необходимо прежде всего чудо, а для власти Инквизитора – подавление?

— Почему, по мнению Инквизитора, условие счастье для всех – только одно: уничтожение Христа?

— Почему Христос ответил Инквизитору именно так? Как это отразило суть христианства?

Ход урока:

На экране – картина Крамского «Христос в пустыне». Портрет Серова «Достоевский».

— Эта картина висит в нашей гостиной, вы смотрели на неё много раз. Есть в облике Христа деталь, которую невозможно не заметить на картине, изображающей Достоевского. Руки. Почему они так сжаты? О чём думает Христос? Почему их так сжал писатель? Какие вопросы мучают его?

Что знает он такого, из-за чего так печален его взгляд? Какая связь между этими картинами?

Варианты возможных ответов: печаль оттого, что так несовершенен человек, так далёк от веры;жажда изменить мир и понимание того, как тяжёл, непосилен для большинства этот подвиг любви…….

— Как связана личность Христа с жизнью писателя?(«истина и Христос», случай с нападавшим на него нищим, Евангелие на каторге из рук декабристок, князь Мышкин, Соня Мармеладова, эпиграф к роману «Братья»…)

Лекция учителя (тезисы):

— Проблема отношений человека и Бога, возможности пробуждения веры в каждом, потенциал человеческой личности…

— Особенности худ.мира Достоевского: довести до крайности, до острого противоречия, до ситуации неизбежного выбора… До края пропасти, чтобы туда заглянуть… Его герои переживают порой немыслимое, невозможное, и лишь после этого им открывается истина, и они познают Божью правду. Без оглядки шёл на голос собственной веры. Учился страдать и сочувствовать чужому горю всю свою жизнь.

Достоевский любит развести полюсы добра и зла до крайних точек, а потом столкнуть их, и в этом столкновении высекается огонь истины, и читателю открывается Бог. Обнаруживает под коростой физической оболочки человека духовное сияние. Его называли мрачным талантом, а он оказался светлым гением. Обвиняли, что ненавидит Запад, а он прописался с русскими романами в Европе, Америке, Японии, а вместе с ними – и Россия.

Свежие документы:  Урок по математике в 1 классе "Число и цифра 3. Треугольник"

Есть у него произведение, о котором восторженно отзывались… Слова Ницше, Воннегута,Эйнштейна о Легенде. В чём же ценность этой легенды?

Мы живем в непростое время, когда многие ценности забыты. Ахматова о Раскольникове («Раскольников не знал, что можно убить сотни старух – и вечером преспокойно пойти в театр»).Такой страшный век прошли. Какая вера и надежда после ГУЛАГа и Освенцима?.. Но вам предстоит жить в мире, который будет зависеть от того, насколько усвоены уроки великого писателя. В чём же они? Итак, «Легенда о Великом Инквизиторе». Кто же такой инквизитор (значение слова: выяснить группе лингвистов и группе историков).

Инквизитор (лат.Inquisitor — исследователь, сыщик) — термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы их перед судом. Впоследствии И. стали называться судьи инквизиции (см.). Государственными И. (Inquisitoridistato) назывались в Республике Венеции члены Совета десяти (отсюда другое их название — dieci), который с 1310 г. имел значение высшего в республике судилища



Люди, возложившие на себя право казнить и миловать. Подменили собой государство. Когда государство заменило церковь. Легенда о В.И. – весь ужас государства, подменившего собой Бога.Действуют под именем Христа. Ради чего? Ради торжества своих представлений о гармонии.

Работа над анализом текста: задание группам)

Экспозиция. Когда приходит к людям Христос? Почему именно в это время?

— Как и почему принимает его народ? («народ плачет и целует землю».Как и почему встречает его Инквизитор?

— Найдите детали портрета Христа и Инквизитора («талифакуми» -ед.что произнёс, «солнце любви горит в его сердце, лучи света текут из очей», Инкв.- «взгляд сверкает зловещим огнём», «толпа моментально, как один человек…»)

-Действия почти нет. Есть диалог. Вернее, монолог. Развитие действия. Какие темы и проблемы затронуты? (тематика: о свободе, о хлебе, о власти, о путях человечества, о трудности выбора в следовании за Христом;

проблематика: ответственности человека за выбор, неспособность толпы подняться над стадным чувством, что делает отдельного человека частью массы, авторитарная власть и вера…

конфликт: между властью земной и небесной, между толпой и личностью, между хлебом земным и небесным, между свободным выбором и жаждой сытости, между Богоми дьяволом…

завязка: приказ Инквизитора об аресте.

-Как реагируют люди на приказ Инквизитора об аресте Христа? Почему? Найдите деталь, объясняющую это. С какого момента они названы не люди а «толпа»?

— Какое обвинение И. – Христу? Чего, по его мнению, Иисус лишил людей?

— Что говорит о свободе Инквизитор (что даёт она людям и какие перспективы сулит её отсутствие?)

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Своеобразие конфликта комедии "Горе от ума" Грибоедова"

— Почему Христос молчит в ответ?

А теперь поговорим о самом важном для каждого из нас. Речь пойдёт о человеческой свободе.

Слайд о свободе

— Как вы сами относитесь к тому, что говорит инквизитор? Подтверждают ли какие-нибудь факты истории его правоту?

— О каких трёх искушениях напоминает он Христу?

Слайд о пустыне

— Почему Христос отверг искушение о хлебе? Что он ответил? Как вы это понимаете?

Слайды о хлебе

— В пользу какого хлеба – земного или небесного – по мнению Инквизитора — делает выбор человечество?

— Какие примеры из истории могли бы проиллюстрировать правоту Инквизиторского воззрения на человечество?

— А есть ли примеры, опровергающие его мнение? (Иисус, Джордано Бруно, декабристы, диссиденты, великие поэты ХХ века… )

— А в русской истории? Например, в царствование Ивана Грозного? (Филипп.)

Просмотр эпизода из фильма П.Лунгина«Царь»

-Итак, на чем же, считает инквизитор, держится такая власть, которая уничтожает таких как Филипп? (чудо, тайна, авторитет)

На экране – слайд «Чудо, тайна, авторитет»

Задание группам: определите, что это такое в понимании Инквизитора.



— Для счастья людей нужны чудо, тайна и авторитет. Чудо основано на….(лжи, будто инквизиторы способны обратить камни в хлеб, а в действительности получить в свои руки хлеб, человечеством же добытый, и таким образом поработить человечество мнимыми чудесами).

— Тайна заключается во лжи, будто инквизиторы говорят от имени Христа, в действительности же они вооружились мечами и превратились в царей земных.

— Авторитет выражается в беспрекословном повиновении и послушании всего человечества, непричастного к тайне, кучке инквизиторов, стригущих обманутое и устрашенное человечество.

— Дома вы работали над текстом Легенды, выделяли в ней ключевые места. Предлагаю работу на 3 минуты. Перед вами – слайды с цитатами из русской поэзии, с шедеврами мировой живописи и с плакатами в духе соц.реализма. Работаем с ноутбуками.Вставьте текст из Легенды, который наиболее точно отражал бы смысл предложенных вам поэтических пророческих текстов трёх великих русских поэтов (вставьте в скобках фамилии авторов)

Делю класс на 3 группы. Каждая группа получает задание. Ответы будут показаны на экране.(во время выполнения задания на экране интерактивной доски — не заполненные пока слайды, в заключении дети передают их на учительский компьютер по Bluetooth)

Задания группам: — Найдите в тексте главы «Великий Инквизитор» цитаты, эпизоды, относящиеся к теме этого пророческого стихотворного текста. Назовите, если можете, фамилию поэта.



1. ПРЕДСКАЗАНИЕ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
1830 ( КТО АВТОР СТИХОТВОРЕНИЯ?)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Путешествие в страну сказок"

2. Всё ли спокойно в народе?

Нет. Император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

Все ли готовы подняться?

Нет. Каменеют и ждут.

Кто-то велел дожидаться:

Бродят и песни поют.

Кто же поставлен у власти?

Власти не хочет народ.

Дремлют гражданские страсти:

Слышно, что кто-то идет.

Кто ж он, народный смиритель?

Темен, и зол, и свиреп:

Инок у входа в обитель

Видел его — и ослеп.

Он к неизведанным безднам

Гонит людей, как стада…

Посохом гонит железным…

Боже! Бежим от Суда!

3 марта 1903 ( КТО АВТОР?)

3. Единица, кому она нужна?
Голос единицы тоньше писка.
Кто его услышит?
Разве — жена,
да и то, если не на базаре,
а близко.
Но, если в партию
сгрудились малые,
сдайся враг,
замри и ляг:
партия — рука миллионопалая,
сжатая в один
все громящий кулак!
1924 ( КТО АВТОР?)

Анализирую результаты работ, в это время класс занят просмотром эпизода из фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм»

Давайте посмотрим лучший результат (вывожу на экран слайд с правильным ответом группы-победителя)

— Какова же развязка Легенды?

— В чём смысл поцелуя Христа?

— Кто победил в этом поединке?

— Какова участь инквизиторов в этом мире? (ист.справка от группы историков о «радетелях человеческого «стада» прошедших эпох)

— … А учение Христа живёт две тысячи лет. И тех, кто шел за Ним, помнят века…

Слайды с лицами людей: автопортрет Дюрера, портрет Струйской работы Рокотова и пр. – и уроды на картинах Босха, Брейгеля…

— Человек может быть удивительно прекрасен, а может быть чудовищно безобразен.Достоевский не даёт инструкции – что выбирать в этой жизни, но он точно показал,что происходит с человеком в результате сделанного им выбора. Наше зло – не в Инквизиторах, оно в нас самих.



Выводы



1. За хлеб, трудами людей добытый, но которым инквизиторы овладели вполне и которым распоряжаются, человечество положило к их ногам свою свободу познания добра и зла.

2. Так инквизиторы добились того, что человечество превратилось в послушное стадо и почувствовало себя счастливым.



Дом.задание: сочинение на тему «Смысл молчаливого поцелуя Христа», «Что делает человека частью стада», «Почему так часто хлеб земной побеждает хлеб небесный».









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: