Конспект урока по Литературе «Два лика человечества» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 11 класс


План-конспект урока-диспута «Два лика человечества»

(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


1. Предмет: литература

2. Класс: 11 класс

3. Тип урока: закрепление пройденного материала

4. Базовый учебник: ?

5. Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить тему: роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Развивающие:

  • Научить формулировать мысль, доказывать свою точку зрения;

  • Обсудить мнение автора о человечестве, добре и зле;

  • Развить междисциплинарные связи между русским языком, историей, риторикой и литературой

Воспитательные:

  • Научить излагать свое мнение; организовывать работу в группе; преодолевать конфликты

6. Используемые образовательные технологии:

  • Технология «Дебаты» (закрепление изученного материала)

  • Технологии групповой деятельности (в ходе дебатов)

7. Форма работы учащихся: групповая

8. Необходимое оборудование: портреты М.Булгакова разных периодов жизни, иллюстрации к произведениям писателя, выставка рисунков учеников к роману «Мастер и Маргарита», вопросы по теме диспута, художественная литература (произведения писателя), письма, критическая литература, словари, памятка: культура проведения диспута (Культура спора).

9. Ход урока:

Предварительная подготовка учащихся к уроку: Повторение биографии М.Булгакова, содержания романа «Мастер и Маргарита», подготовка рисунков.

I. Организационный момент, объяснение правил дебатов (группы находятся в равном положении, задается один вопрос для всех групп, ответы даются по порядку от каждой группы, отвечающие меняются, дополнения обязательны, порядок ответов групп меняется). Предполагается 4 группы. Вопросы для обсуждения даны за 2 недели.


II. Мотивация учащихся к теме диспута. Вступительное слово учителя. Обращение к словарям, прочтение лексического значения слова «диспут», памятки «Культура проведения диспута».

III. Диспут. Каждая группа отстаивает свою позицию, отвечая на вопросы учителя (некоторые вопросы задаются намеренно провокационного характера. Это ни в коей мере не учительская точка зрения).

Вопросы:

  • Кто прав в споре о человечестве? Воланд? Иешуа?

  • Одна из важных основ жизни человека – христианская вера. Становятся ли в романе зло и справедливость синонимами?

  • Я помню фразу П.П.Лужина из «Преступления и наказания»: «Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано». Каково ваше мнение? Может, это истина?

  • Мне кажется, что человеку должна быть дана абсолютная свобода-вседозволенность для осуществления своих замыслов. Причем я думаю, свобода и вседозволенность – слова-синонимы. Вы согласны?

  • И в произведениях Булгакова, Достоевского, да и в современной жизни люди разделены на «сильных» и «слабых». Добро и зло подчас неразличимы. Нужно вынести приговор человечеству. Получается, чтобы искоренить пороки, нужно быть жёстким или даже жестоким. Можно ли сделать человечество счастливым, а мир добрым, если бороться со злом со всей безжалостностью?

  • Согласны ли вы с мнением Воланда, что человек грешен, а история человечества – история преступлений?

  • Никогда добро окончательно не победит зло. Значит, наступит апокалипсис для человечества?

  • Кто же, по мнению Булгакова, прав в споре о добре и зле? В чём истинное добро? Что правит миром?

  • Каково лицо современного человечества?

  • Какие законы правят людьми? На чьей стороне они находятся. Каковы духовные возможности человека? Способно ли материальное разрушить духовное?

  • Нарисуйте схему развития человечества.


IV. Заключительное слово учителя: с вопросами диспута справились все участники. Ответы были глубоки, откровенны, подкреплены реальными примерами и примерами из произведений М.Булгакова, Ф.М.Достоевского и других авторов. Спасибо всем за работу.

Определение лучшей группы по активности, находчивости, количеству примеров из художественной литературы, дополнительных материалов и жизненных наблюдений.


V. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Два лика человечества».




  • Эпиграф к уроку:

Как беден наш язык! – Хочу и не могу –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

  • Звучит романс на стихотворение А.Фета «Я тебе ничего не скажу».

  • Слайды с высказываниями современников об А.Фете

III. Ученики читают стихотворения: «Сияла ночь», «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Певице». Отвечают на вопросы: какой темой связаны стихотворения; какие слова и почему повторяются в стихотворных текстах.

IV. Обсуждение истории создания стихотворения «Сияла ночь»

V. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения «Сияла ночь». После выполнения задания ученики обосновывают письменные ответы устно.

Вопросы для анализа:

— Назовите темы стихотворного текста Фета;

— Расскажите о композиции;

— Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?

— Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?

— Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?

— С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?

— Что даёт повтор союза «что» во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?

— Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?

— Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите её функции;

— Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием повтора стиха?

— Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?

— Как связаны между собой третья и четвертая строфы?

— Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

— Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия;

— Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?

-Определите стихотворный размер стиха.


VI. Домашнее задание: письменный анализ законов мелодики в выбранном напевном стихотворении А.А.Фета.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению «Русские народные песни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: