Конспект урока по Литературе «Джанни Родари «Сказки по телефону»» 5 класс


Уроки литературы с использованием новых информационных технологий



Современные педагогические технологии такие, как обучение и сотрудничестве, проектная методика, технология портфолио, обучением с использованием информационных технологий позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня облученности интересов.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения знаниям, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Видов деятельности учителя и ученика на уроках литературы очень много. В своей практике применяю следующие методы: словесные ( слово учителя, сообщение), практические (работы с учеником), наглядные ( заочные экскурсии), лекция, беседа, самостоятельная работа, творческие чтения, исследовательский, репродуктивный.

Чтобы наш выпускник был конкурентоспособным необходимо развивать соответствующие качества личности, способностях их реализовывать.

Активизация учебного процесса и учебной деятельности учащихся – это эффективное различных примеров и методов обучения.

Активизация пути проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятности и обучить системе умственных действий для решения не стереотипных задач.

Эта активность заключается в том, что ученик, анализирую, сравнивая, синтезируя и обобщая, конкретизируя материал, сам получил из него информацию.

В связи с этим в своей практике использую технологию проблемного обучения.

Приведу пример модели урока при изучении рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Содержание урока разбивается на части:

  1. Предлагается алгоритм решения проблемных задач в виде таблицы



Автор


Произведение

Герои

Сюжет

Тема, идея, проблема















2. Получение учебной информации. Чтение отрывков из рассказа (Работа с художественным текстом)

3. Осмысление новой информации. Дискуссия по вопросам, которые задает учитель.

4. Закрепление:

1. Учащиеся работают с другим источником информации (статья учебника)

2. Уже известные проблемы учащихся проговаривают устно, при этом осваивая способ решения проблемной ситуации.

5. Вывод. Учитель вместе с учащимися делает вывод, который записывает вывод; который записывается в тетради.

Технология проблемного обучения предлагает систему учебных с основной целью создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами информации, развивают проблемное обучение.





Автор: Узлова Любовь Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: ГУ «Средняя школа № 7 города Аксу» Павлодарской области, Республика Казахстан

Предмет: Русский язык и литература

Класс: 5 «А» класс

Тема урока: Джанни Родари «Сказки по телефону»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя

Д. Родари «Сказки по телефону»

Задачи урока:

образовательные:

— учить внимательному отношению к слову;

— учить правильно и полно отвечать на вопросы;

— учить выразительному чтению текста по ролям;

развивающие:

— развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;

— развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

— чувство сострадания к героям произведения;

воспитательные:

— воспитывать любовь к литературе;

— воспитывать грамотного читателя;

— воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник Русская словесность. 5 класс. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова. Атамұра, 2010.

Время реализации урока: 45 мин

Применяемые методики:

    • Технология РКМ;

    • ИКТ, программа Adobe Flash CS5;

    • технологии компетентностного подхода.

Описание медиапродукта:

— среда разработки: Adobe Flash CS5;

— Flash — презентация учебного материала;

— схема взаимосвязи кадров медиапродукта: цепочка кадров. Переход от кадра к кадру по щелчку на необходимую информацию. Информация на кадрах открывается по щелчку — в зависимости от обучающей потребности;

— структура медиапродукта (содержание кадров):

Кнопка «Биография»

Кнопка «Выставка»

Кнопка «Признание»

Кнопка «Текст»

Кнопка «Сказки» (при необходимости при проверке правильности ответа на вопросы викторины – щелчок по надписи внизу экрана «Узлова Л.Ю.»)

Кнопка «Проверь себя» (при необходимости при проверке правильности ответа на вопросы – щелчок по надписи внизу экрана «Узлова Л.Ю.»)


План проведения урока


Этапы урока

Временная реализация

I

Организационный момент

1 мин

II

Мотивация учебной деятельности

5 мин

III

  1. Презентация «Волшебник из страны детства»

10 мин


  1. «Чтение с остановками» сказки «Вопросы наизнанку»

9 мин


  1. Физминутка

1 мин


  1. Чтение по ролям

Сказка «Про мышь, которая ела кошек»

8 мин


  1. Викторина «Сказки»

4 мин


  1. Проверь себя

4 мин

IV

Рефлексия

Инструктаж домашнего задания.

3 мин


Ход урока:


  1. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу


Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными литературными сказками. А о том, кто является их автором, думаю, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку.

Итак, слушайте:

Фруктово-огородная страна – 
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино)

Историю про удивительного лукового мальчишку — веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, прекрасных историй и замечательных стихов. 


  1. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.

  2. Операционный этап


  1. Презентация «Волшебник из страны детства»


1 кадр Биография


На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари.

Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником — владельцем небольшой пекарни и магазинчика «Хлебобулочные изделия и продовольственные товары».

В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата — Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.

Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии — там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета.

Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки.

Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе — и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, — истории, которые я придумывал…» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках:  «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону». 
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.


2 кадр Выставка


Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них — сказка- повесть «Приключения Чиполлино» (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка «Чиполлино» (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли.

Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Москву, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей — Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта — герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка!



3 кадр Признание


В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году «Приключения Чиполлино» были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя — в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.

За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей — в стихах и прозе.

Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: «Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец — это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла.» Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве.
Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире.

В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы — Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал«Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…» 

Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя — Джанни Родари. 


4 кадр Текст


Работа со сборником «Сказки по телефону»


У сеньора Бьянки очень беспокойная работа. Он колесит по всей стране — продает людям лекарства. Но каждый вечер он звонит домой и рассказывает дочери сказку. По телефону. Вот они — перед вами!

— Как вы думаете, почему автор дал сборнику такое название? Что это, по — вашему, значит?

— Как автор объясняет появление «Сказок по телефону»?

— Почему эти сказки были очень короткими?


  1. Прием «Чтение с остановками»

Сказка «Вопросы наизнанку»



— Как вы думаете, о чем могла бы быть эта сказка?

— Что значит – наизнанку? В перен. – в новом, переиначенном виде, но с сохранением прежних основ, черт (чаще ирон.)



1. Жил однажды мальчик, который очень любил задавать вопросы.

Приходилось ли вам отвечать на вопросы маленьких «почемучек»?

2. Это, конечно, совсем неплохо, наоборот, даже очень хорошо, когда человек чем-то интересуется…

— Что вы теперь думаете о герое сказки?

— Почему никто не мог ответить на вопросы героя?

Как, вы думаете, будут дальше развиваться события?

Посмотрим, как развернутся события дальше.

3. Так мальчик и рос — что ни день, то несколько десятков вопросов…

— Как объяснил автор сказки причину неудачных вопросов героя?
— Почему судьба «почемучки наизнанку» была горестной и лишённой смысла?


— По образцу вопроса «Почему у усов есть кошка?» попробуйте придумать несколько подобных вопросов.


3. Физминутка.


4. Чтение по ролям

Сказка «Про мышь, которая ела кошек»

Эвристическая беседа


5. Викторина «Сказки»

  1. В какой стране живут самые воспитанные люди? («Страна без углов»). Объясните, почему они самые воспитанные? (Нет углов – нет столкновений, конфликтов).

  2. Что терял главный герой сказки «Рассеянный мальчик»? (Части своего тела).

  3. В какой сказке стол упал на голову мальчика, когда тот решил облизать его ножки? («Дом из мороженого»).

  4. Из какой сказки диалог?
    «- Сколько весит слезинка?
    — Смотря чья. У капризули она легче самого легкого ветерка, а у голодного ребенка – тяжелее всей земли…» (Сказка «Давай придумывать числа»).

  5. Каким был дождь в сказке «Небывалый дождь»? Из чего? (Дождь из леденцов).

  6. Кем был отец Дж.Родари? (Пекарем, булочником)

  7. Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм)

  8. Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)

  9. Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак)

  10. Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (паучок)

  11. Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (ранцы, дванцы, дранцы – поринцы)



6. 5 кадр «Проверь себя»



Проверим себя

  1. Почему от героя сказки «Сбежавший нос» убежал нос? (Причину в финале объясняет сам сбежавший орган: «Слушай, не ковыряй ты больше в носу. Или хотя бы отрезай ногти»).

  2. Послушайте отрывок из сказки. «Когда она умерла, люди нашли ее записную книжку. Открыли…, а в ней видимо-невидимо крестиков. – …Это она, должно быть, свои добрые дела отмечала. Сколько же их у нее, батюшки!» Что на самом деле отмечала героиня и как называется сказка? Постарайтесь объяснить смысл названия. (Сказка «Пигалица». Героиня – маленькая женщина, которая отмечала чихи сограждан. Она маленькая не только по росту, но и в делах своих).

  3. Что придумал рачишка в сказке «Про рака»? Прав ли он, на ваш взгляд? (Рачок решил ходить не пятясь задом, как его сородичи, а прямо. Отец, мать и окружающие убеждали его быть как все, но «и по сей день наш рачишка все еще мужественно идет вперед и так же верит в свою правоту, как верил в первый день. А нам остается только от всего сердца пожелать ему: – Доброго тебе пути!» Автор явно одобряет выбор рачком жизненной позиции).

  4. Возможно ли, чтобы мышь кошек ела? (Возможно, если эта мышь библиотечная и ест картинки в книжках. Сказка «Про мышь, которая ела кошек»).


IV Рефлексия. Инструктаж домашнего задания.

Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнения на развитие воображения. Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названиям:

«Лифт к звездам», «Маленький космонавт», «Продавец комет», «Фиалка на полюсе».











































Автор: Узлова Любовь Юрьевна

Полное название образовательного учреждения: ГУ «Средняя школа № 7 города Аксу» Павлодарской области, Республика Казахстан

Предмет: Русский язык и литература

Класс: 7 «Б» класс


Тема урока:


Способы образования деепричастий несовершенного и совершенного вида



Цели:

Создать условия для знакомства обучающихся со способами образования

деепричастий совершенного и несовершенного видов;

формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;

совершенствовать навыки работы со словарём.

Коррекционные цели: развитие интеллектуальных способностей



Записи на доске:

Этикет, поведение, мораль, комплимент.


Эпиграф урока: «Поступай с другими

так, как ты хотел, чтобы поступали

с тобой».

(Золотое правило этики.)

Ход урока.

1.- Сначала поговорим о том, что такое этикет.

Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

словарный диктант с комментированием.

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.


— Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)

Изучение новой темы.


Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».


Перед вами таблица по теме урока.




Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. –вши, -ши, -а (я)

глядят — глядя

выскочить — выскочив

кричат — крича

услышать – услышав

улыбаются — улыбаясь

расцвести – расцветши

быть – будут — будучи

прочитать — прочтя


(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)

Делаем выводы.


— Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.

— Наши выводы совпадают с материалом учебника?

— Молодцы!


  1. Закрепление.



Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)


Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.


Образуйте деепричастия совершенного вида.

Образец: построить – построив – построивши, услышать — услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.


С двумя деепричастиями устно составьте предложения.


— Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?


Осторожно: слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.

«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…

Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. — Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»

Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

( С. Львов)

— Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.

Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

— Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.

(Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)


Задание:

1-я карточка.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)


(Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.


(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.



Проверяется выполненное упражнение

— Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.


— Как живёшь?

— Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)

— Как идёшь?

— Вот так! (По ладони два пальца.)

— Как бежишь?

— Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)

— Ночью спишь?

— Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)

— Как даёшь?

— Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)

— Как берёшь?

— Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)

— Как шалишь?

— Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)

— Как грозишь?

— Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)


— Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.



— Умеем ли мы говорить?

— Как мы говорим?

— Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)


Заповеди речевого поведения.

  1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

  2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

  3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.

  4. Избегай многословия.

  5. Говори просто, понятно, чётко.

  6. Избегай речевого однообразия.

  7. Владей культурой языка.

  8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

  9. Умей не только говорить, но и слушать.


Творческий диктант.


Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.

Образец: Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)


Итоги.

— Итак, ребята, подведём итоги.

— Как образуются деепричастия несовершенного вида?

— Как образуются деепричастия совершенного вида?

( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)


Домашнее задание. Упр.196 или творческое задание:

— Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.














































Отражение славянских мифов в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Морская царевна» и К. Бальмонта «Русалка»



Цели: создать условия для знакомства с произведениями М. Ю. Лермонтова и К.Бальмонта, формировать умение анализировать стихотворные тексты, соотносить их с мифами; развивать творческие способности, речь учащихся; содействовать эмоциональному восприятию мира художественной литературы.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Цель этапа: побудить учащихся к анализу собственного знания, вовлечь в деятельность на уроке.

Сегодня на уроке мы будем работать над двумя произведениями, в которых отражены славянские миф о русалках.

— Зачем нам нужно знать о русалках? Разве кто-нибудь верит, что они существуют? (система взглядов древних славян на мир)

Что вы знаете о русалках? К какому миру они относятся?

2. Операционно-исполнительский этап

Работа со словарями. Посмотрим, что говорится о русалках в словарях.

Словарь Ожегова: Русалка — существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная.

Действия: манят на дно, могут защекотать.

Мифологический словарь: Русалки — вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы.

Чтение стихотворения М. Лермонтова «Морская царевна». Стратегия направленного чтения. Текст разбивается на три части.

Чтение и анализ первой части

Где царевич купает коня? (Очевидно, что на начало стихотворения он находится на мелководье, где до него доносится голос из воды).

Почему фыркает конь и ушами прядёт?

Кто такая морская царевна? Как она выглядит? Совпадает ли её образ с тем, который создан в славянских мифах?

Можно ли сказать, что темой стихотворения является любовная тема?

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение и анализ второй части

Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна).

Почему плачет морская царевна?

Как бы вы поступили на месте царевича?

Чтение и анализ третьей части

Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его).

С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей).

Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины)

Что увидел царевич, обернувшись назад?

Какой непонятный упрёк шепчут уста чудища? (Это укор царевичу, вытащившему русалку на сушу и обрекшему её на погибель).

Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?

Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас?

Можно ли оправдать поступок царевича?

Словарная работа, предшествующая чтению стихотворения К. Бальмонта «Русалка»

Опал — минерал, бледный стекловидный камень.
Жемчуг — твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков в виде зёрен.
Малахит — непрозрачный минерал ярко-зелёного цвета.
Лазоревый (лазурный) — светло-синий.

Чтение и анализ стихотворения

Какая разница между словами «морская царевна» и «русалка»?

Какое отражение нашёл миф о русалках в стихотворении К. Бальмонта? (русалки в мифологии — это умершие девушки, преимущественно утопленницы)

Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд).

Какой взгляд может быть назван лучистым?

В какое время суток и в каком мире происходит действие? (на границе дня и ночи и на границе миров: » Над нею догорал оранжевый закат») Русалка — существо потустороннего мира, а время действия потусторонних сил — ночь.

Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов»

В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти)

Рефлексия: Какие мысли и чувства вызвало у вас чтение стихотворений?

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений или выучить стихотворение наизусть.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Авторская песня как песенный монотеатр 60–80-х годов" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: