Конспект урока по Литературе «Философские элегии К.Н. Батюшкова»


Философские элегии К.Н. Батюшкова


Цели и задачи урока:

  • охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе;

  • определить идейное и художественное своеобразие элегий К.Н. Батюшкова этого периода;

  • развивать потребность в общечеловеческих ценностях: любви, патриотизме.

Ход урока.

Урок можно начато с погружения учащихся в поэзию Батюшкова второго периода творчества. Для этого заранее подготовленные учащиеся прочтут послание «К Дашкову», стихотворения «Тень друга», «К другу».

После прочтения стихотворений можно предложить учащимся ответить наследующие вопросы для выявления первичного восприятия:

  • Что показалось вам необычным в этих стихотворениях?

  • Отличаются ли эти стихотворения от произведений предшествующего периода творчества К.Н. Батюшкова и если отличаются, то чем?

После того как учащиеся попытаются самостоятельно ответь на поставленные вопросы, учителю необходимо рассказать об особенностях второго периода творчества.

Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. В то же время, тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он начинает разочаровываться в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он больше начинает размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит. Он становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроением мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.


На уроке учащиеся проанализируют следующие произведения Батюшкова: «К Дашкову», «Тень друга», «К другу».

Страшные впечатления от путешествия по разоренной Москве отражены в послании «К Дашкову».

  • Каково настроение этого стихотворения, какие картины нарисованы в нем?

  • Что поражает воображение поэта?

Мой друг! я видел море зла

И неба мстительного кары;

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

Я видел сонмы богачей,

Бегущих в рубищах издранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой Родины изгнанных!

Необходимо отметить, что Батюшков здесь выступает как летописец своей эпохи, правдиво воссоздает ужасные зрелища разоренной столицы. Подобное описание встречаем в 5-м номере журнала «Сын Отечества» за 1812 год: «Москва, древняя столица Севера, испытала неистовство французов. Несчастные, безутешные ея жители, отыскивая следы прежних жилищ своих, подобно бледным теням, скитаются ныне на пожарищах, орошают пепел горькими слезами и призывают небо во свидетели неслыханного варварства» (с. 151). Разорение златоглавой столицы 1812 года до сих пор остается одним из самых трагических событий в истории России. Вот как об этом пишет историк В.Н. Балязин: «Пожар Москвы продолжался шесть дней. Из первоначальных его очагов, вспыхнувших одновременно в Каретном ряду, на Гостином дворе и Замоскворечье, огонь мгновенно перебросился в соседние районы и вскоре бушевал по всему городу, уничтожив около двух третей Москвы. На конец 1811 года в Москве числился 9151 жилой дом, из них было 6854 деревянных и 2567 каменных. После пожара уцелело 2100 деревянных домов и 626 каменных. Из 329 церквей уцелела лишь 121. Сгорели многие дворцы. Погибли в огне лучшая в России библиотека графа Бутурлина в Лефортово, библиотека Московского университета, как и сам университет, и его пансион, собрание картин Орлова в Донском монастыре и многое иное» [7] [Балязин В.Н. Занимательная история России: 1801-1825 годы. – М.: Первое сентября, 2003. – С. 80.].

В элегии «К Дашкову» слышатся разочарование и боль Батюшкова.

  • Какое решение принимает он как поэт?

Нет, нет! пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь, и к родине любовь…

… Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды Музы и Хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Анакреонтические мотивы почти исчезают из творчества Батюшкова…

Далее переходим к анализу элегии «Тень друга»

Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти друга Батюшкова И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. В качестве индивидуального домашнего задания одному из учащихся было предложено прочитать небольшое прозаическое произведение К.Н. Батюшкова «Воспоминание о Петине», теперь этот учащийся может рассказать о том, кем был для Батюшкова этот молодой человек.

И.А.Петин – типичный представитель лучших слоев русского дворянства того времени; его однокашником в Московском университетском благородном пансионе был Жуковский. Батюшков с восхищением рассказывает о его уме и красоте: «Тысячи прелестных качеств составляли сию прекрасную душу, которая вся блистала в глазах молодого Петина. Счастливое лицо, зеркало доброты и откровенности, улыбка беспечности… все пленительные качества наружности и внутреннего человека досталися в удел моему другу. Ум его был украшен познаниями и способен к науке и рассуждению, ум зрелого человека и сердце счастливого ребенка: вот в двух словах его изображение» (1; 299). Портрет, данный Батюшковым в «Воспоминании о Петине», находим также и в элегии «Тень друга»: «…Но вид не страшен был; чело / Глубоких ран не сохраняло, / Как утро майское веселием цвело / И все небесное душе напоминало» (1; 180).

С Петиным поэта связывали не только общие интересы и воспоминания – в нем он чувствовал родственную душу, высокую, поэтическую, однако Батюшков никогда узнает о том, что его юный товарищ писал басни и даже напечатал несколько из них. Петин, преклоняясь перед несомненным талантом своего друга, так и не осмелился показать ему свои пробы.

Стихотворение записано во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 года. Эпиграф к нему взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — богиня Диана, луна (рим. миф.).

Для того чтобы это стихотворение было понятным учащимся необходимо дать еще один небольшой историко- культурный комментарий.

Гальциона — дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу (чайку), чтобы сопровождать утонувшего мужа.

Вежды — веки.

Плейсские струи — Петин был убит близ реки Плейсы.

Беллона — богиня войны.

  • Найдите в тексте старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?

  • С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга?

  • Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?

  • На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в стихотворении?

  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?

  • Какими чувствами проникнут монолог лирического субъекта, обращенный к духу погибшего друга?

  • Прокомментируйте эпиграф к стихотворению. Как в нем решается философская проблема смерти и бессмертия?

  • Охарактеризуйте языковые и стилевые особенности текста. Как в ритмической структуре проявляются особенности жанра элегии? Какие еще особенности жанра вы заметили?

На этом этапе уроке можно предложить учащимся индивидуальное домашнее задание. Сопоставить первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из песни I «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона. Есть ли в них основания для сопоставления?

Последним для анализа предлагается стихотворение «К другу».

Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому, поэту, одному из близких друзей Батюшкова и Пушкина. Дом Вяземского в Москве сильно пострадал во время пожара в 1812 году.

  • Какое настроение вызывает это стихотворение?

  • Как понять выражения: «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»? (Фалерн — историческая область, известная своим вином. Фалернское вино прославлялось римскими поэтами, в частности Горацием. Клио — муза истории.)

  • Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?

  • Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?

  • Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?

  • Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?

  • Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?

  • Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?

  • Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?

  • Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

Выводы урока. Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные, драматические тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков. В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!» И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.


Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Что объединяет романтическую манеру мировосприятия Жуковского и Батюшкова и что различает?»


ЛИТЕРАТУРА

Батюшков К.Н. Соч.: В 2 т. – М.: Худ. лит., 1989.

Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – М.: Аграф, 2001.

Степанова Е.В. «И жил так точно, как писал…» Изучение творчества К.Н. Батюшкова на роках литературы //Литература в школе.- 2007 № 10

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1971.


Свежие документы:  Конспект урока по словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: