Конспект урока по Литературе «Фольклорные образы в поэме М.Федорова «Леший» и стихотворении А.С.Пушкина «Бесы»»




Тема урока:

Фольклорные образы в поэме М.Федорова «Леший» и стихотворении А.С.Пушкина «Бесы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Обучающая цель: Войти в мир устного народного творчества (фольклорные образы, герои) через сопоставление поэмы М.Федорова «Леший» и стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина «Бесы».

Развивающая цель: Увидеть богатство чувашской национальной и русской литературы 18 века, умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательная цель: Формировать свободно мыслящую личность; развитие любви учащихся к поэзии.

Методы и приемы: словарная работа, вопрос-ответ, сообщение, комментирование чтение, выборочное чтение, анализ произведения

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация к уроку.

Материалы по творчеству М.Ф.Федорова и А.С. Пушкина (книжная выставка).

Раздаточный материал (тексты: стихотворение А.С.Пушкина «Бесы», поэма М.Ф.Федорова «Леший»; тест по поэме «Леший», вопросы на смекалку, угадай героя.



Эпиграф: Коль собрался сидень путь.

Жди пургу иль непогоду.

(Чувашская поговорка)


Ход урока

I. Вступительное слово преподавателя.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством Михаила Федорова. На дом было задано: 1) прочитать поэму М.Федорова «Леший»;

2) прочитать балладу А.С.Пушкина «Бесы»;

3) знать жизненный путь М.Федорова.

Ответьте на вопросы:

  1. Где родился М.Федоров?

(17 ноября 1848г. в деревне Итяково Мариинско — Посадского р-на ЧР)

  1. Дата создания поэмы?

(Дата создания 1879г.)

  1. Когда поэма увидела свет?

(Через 29 лет, после его смерти)

  1. Где работал М.Федоров?

(Всю жизнь проработал в школе)

  1. Когда ушел из жизни?

(4 мая 1904 года после продолжительной болезни)

  1. Как зародился замысел произведения?

(В процессе перевода баллады «Бесы» на чувашский язык)

  1. Ему удалось перевести балладу «Бесы» на чувашский язык?

(Нет).

II. Изучение новой темы.

  1. Слово учителя.

Тема нашего урока «Фольклорные образы в поэме М.Федорова «Леший» и стихотворение А.С.Пушкина «Бесы». Наша задача ответить в конце урока на вопрос: Какие фольклорные образы использовали поэты в свих произведениях? Почему оба писателя обратились к устному народному творчеству?


— Что такое фольклор?

(Устное народное творчество, которое передается из уст в уста)

— Почему мы берем два произведения?

(Они похожи по сюжету. Потому что когда М.Федоров переводил балладу А.С.Пушкина «Бесы» на русский язык и позаимствовал сюжетную основу)

— На первый взгляд, кажется, что немало сходного и в самих героях, с которыми случаются приключения в дороге. М.Федоров мастерски использовал богатейшие средства, приемы и краски, характерные для устной народной поэзии. Из множества распространенных в народе легенд, преданий, анекдотических случаев и бывальщин автор связал одну целостную фабульную канву.


Объяснение слова Леший.

Словарная работа.

Леший — злой дух, владеющий делами лесными.

Киреметь – злое божество, священное место для жертвоприношений и молений.

Бес – злой дух, умен, коварен и хитер.

В стихотворении А. С. Пушкина образы бесов и вьюги оказываются взаимосвязанными.. В народных представлениях сильный ветер со снегом (вьюгу) вызывают демонические существа (бесы). Они насылают порчу, распространяют болезни. Мы рассматриваем иллюстрацию к стихотворению : презентация Авторы работы – И.Симаков, Г.Клодт Обращаю внимание учащихся на то, как точно художники подобрали цвет, изображающий бесов (по народным верованиям, они могли быть не только чёрного, но и синего цвета).

III. Работа с текстом.

— С чего начинается поэма?

(Поэма начинается с эпиграфа)

Учащиеся читают.

— С домоседом всегда в пути что – то случается.

— Тухман =ын тухсан – тёман тухать.

— Прослеживаем сюжет.

— Куда и с какой целью направляется дядя Хведер? Когда собрался?

— Почему товарищи не поехали?

— Почему Хведер поехал один?

(Один в Ишаки; другого не было дома; третий на извозе)

— Какая погода была в тот вечер? Я этот отрывок прочитаю сама.

Представьте, себя на месте Хведера. Какой горизонт? Пылающий. Зловещие стада. Лес волнуется, шумит.

— Что испытываем? (Страх)

— Как погода действует на состояние Хведера?

— Боится? Он боится, поехал в лес казенный, воровать поехал, вдруг его стража увидит, его конь еще слишком слаб.

Учащиеся находят отрывок про коня и читают.

— Какое мифическое чудовище ему чудится (персонаж чудится)? (Леший)

— В каких образах предстоит Леший? (В беглеца, карги, овцы, щенка).

— О чем раздумывает Хведер при виде страха? (Находим выражение).

Дом родимый. (Еси смерть настигнет, то он хочет умереть дома).

— Кто его дома ждет? (Жена и дети)

— Найдите отрывок, в котором описывается тяжелая жизнь чувашского народа? Жизнь чувашского крестьянства?

— Как представляется ему Леший?

(Как козел он криворогий, белобородый. Пословица «У страха глаза велики».

— Когда он успокоился? (Приближается к деревне).

— О чем он мечтает? (Из березы можно сделать оглоблю…)

— Мечта Хведера сбудется? (Нет, потому что лес казенный)

В этом произведении: ДЕРЕВНЯ –это жизнь, ЛЕС – это смерть.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.


— Ребята, найдите текст «Бесы». Я прочитаю вам один куплет. Второй куплет читает ученики.

Прочитали. Сейчас проведем сравнительный анализ.

— В произведении «Бесы» действие происходит ранней весной. Ямщик с барином заблудились в чистом поле. О характере ничего не говорится.

— А в «Лешем» Хведер труслив. Почему?

Потому что тьма + один + лес казенный + весенняя дорога + разные мысли, Задание: найдите в тексте описание Хведера. Каким рисует его автор поэмы? Какие черты характера выделяет автор в герое?

Учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова, то есть составляют КЛАСТЕР.

Кластер по образу Хведера

Итак, перед нами предстает трудолюбивый, хозяйственный, по народному мудрый, расчетливый человек.

Кластер по образу лешего


Итак, перед нами предстает длинноногий, белобородый, рогатый…образ лешего.




IV. Итоги урока.

А теперь пришло время обратится к вопросу, поставленному в начале урока:

— Какие фольклорные образы использовали поэты в свих произведениях? Почему оба писателя обратились к устному народному творчеству?

— С какими мифологическими образами встречаемся, читая поэму и стихотворение.

Сопоставление фольклорных образов

Фольклорные образы


Поэма «Леший» Стихотворение «Бесы»

Киреметь Бесы

Дух

Ведьма

Домовой

Федоров из народа. Пушкина воспитала няня – Арина Родионовна. Они показывают правдивую жизнь крестьян через полукомическую историю, через злых духов.


Задание: Возьмите тест по поэме «Леший»

Выберите правильный ответ и обведите букву, соответствующую выбранному вами варианту

Тест по поэме «Леший»

Выберите правильный ответ и обведите букву, соответствующую выбранному вами варианту

1.) В каком году и в какой книге впервые напечатана поэма?

А) В 1910г. в книге «Баллада»

Б) В 1908г. в книге «Чувашские легенды и сказки»

В) В 1907г. в книге «Всем нужные слова»


2). В число, каких жанров входит баллада «Леший»?

А) Краткая лиро-эпическая поэма

Б) Стихотворная сказка

В) Стихотворная легенда


3). Кто является главным героем поэмы?

А) Леший

Б) Дед Ягур

В) Хведер


4). Когда Хведер отправляется в лес?

А) До восхода солнца

Б) После обеда

В) После захода солнца


5). С какой целью Хведер выезжает в лес?

А) за сухими дровами

Б) за черенком для лопаты

В) за вязом для оглобли


6). По какой причине Мигул не смог поехать с Хведером в лес?

А) надо было ехать на базар

Б) надо было ехать в Ишаки

В) надо было ехать на мельницу


7). В кого не превращается Леший в поэме?

А) В беглеца

Б) В кошку

В) в покойницу – каргу

Г) В овцу

8). От кого появился Леший?

А) от Эндри — мужика

Б) от Ягура — богача

В) от Мигул

Возьмите листочки с заданием и ответьте на вопросы

Вопросы на смекалку

1). Кто является безмолвным собеседником Хведера? (автор)

2). Как объясняет происхождение Лешего Хведер в этом лесу? (От Эндри – мужика)

3). Чем привлекает Хведера рябинка и березка? (Из рябин – вилы, береза –оглобля)

4). Что оставит после смерти Хведер? (детвора без призора, жена останется горе мыкать и страдать)

5). Какая примета сулит непогоду?(горизонт пылающий)

6). В каком образе исчез Леший? (щенка)

Угадай героя

1). Глуховат, подслеповат. (Эндри)

2). Вон – теперь в овраг толкает одичалого коня. (бес)

3). Сам сегодня до Ишак собрался вот еле-еле. (Мигул)

4). Как козел он криворогий. (Леший)

5). Вьюга мне слипает очи, все дороги занесло. (ямщик)

6). Богач и самодур. (Ягур)

7). Бесконечны, безобразны, в мутной месяце игра. (бесы)

8). Снова выехал в извоз. (дядушка Лаврась)


V. Домашнее задание. Выучить отрывок из поэмы «Леший» (не менее 12 строк)

Свежие документы:  Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: