Конспект урока по Литературе «Герои сказок Г.Х. Андерсена» 5 класс


Конспект урока

Предмет: Литература.

Класс: 5 класс.

Тема: «Герои сказок Г.Х. Андерсена».

Цели:

а) Закрепить понятие литературный герой,

б) Выявить художественное своеобразие героев сказок Г.Х. Андерсена,

в) Развивать творческие способности учащихся.

Дидактические материалы:

1) сказки Г.Х. Андерсена,

2) презентация в Power Point,

3) карточки с именами героев.


Ход урока


  1. Организация класса (слайд 1,2)

Сегодня на уроке мы с вами выявим своеобразие сказочных героев Г.Х. Андерсена.

  1. Повторение изученного (слайд 3)


« Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья» — писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с чудесным миром сказок Г.Х. Андерсена.


Сегодня у нас особый день: нас ожидает путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена (звучит песня Н.Королёвой «Маленькая страна»).

Вы прочитали много сказок. Сейчас вам нужно вспомнить всех тех героев, какие живут в стране Андерсена. У вас на столах лежит конверт с карточками-именами различных сказочных персонажей. Отложите в сторону тех героев, которые не связаны со сказками Андерсена.


СВИНОПАС

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

ДЮЙМОВОЧКА

КНЯЗЬ ГВИДОН

ГЕРДА

КАЙ

ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА

ЭЛИЗА

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ

МАЛЕНЬКИЙ МУК

ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

РУСАЛОЧКА

КОРОЛЬ

БЕЛОСНЕЖКА

ПРИНЦЕССА

КАЛИФ-АИСТ

СОЛОВЕЙ

СОЛДАТ

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

КРОТ

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

ГАДКИЙ УТЕНОК

ЩЕЛКУНЧИК

КАРЛИК НОС

Работа в парах (5 минут)

Ребята, назовите героев, которые не живут в стране датского сказочника Г.Х. Андерсена. (князь Гвидон, госпожа Метелица, Маленький Мук, Белоснежка, Калиф-Аист, Золотой петушок, Щелкунчик, Карлик-Нос)



  1. Объяснение нового материала (слайд 4)

Теперь мы можем оправиться в путь по страницам произведений Андерсена.

  • Кто будет нам указывать путь путешествия, кто направит нас по правильному пути?

  • Нашим провожатым, несомненно, будет сам автор сказочных историй. Давайте послушаем, что он хочет нам рассказать.



Рассказывает от лица Андерсена подготовленный ученик:


«С первых лет своей жизни я поражал людей своей внешностью. Рос я долговязым, нескладным, худущим мальчуганом. Все, кому не лень, издевались над моим непомерно длинным носом, крохотными, словно щёлки, глазами. Товарищи не воспринимали меня серьёзно. А я в ответ на все их придирки добродушно щурил свои глазки и терпел, терпел, терпел.

Живя в своём маленьком родном городе Оденсе, я не раз пытался вырваться из замкнутого круга бедности и унижений. Но даже родная мать уговаривала меня не мечтать о высоком полёте, стать обыкновенным портным.

«Нет, мама, — отвечал ей я, — надо много-много терпеть, а потом станешь знаменитым».

В 14 лет с маленькой суммой денег и небольшим узелком я отправился в Копенгаген, чтобы из столицы датского королевства начать покорение всего мира. Известной личностью я стал благодаря своей потрясающей настойчивости: я стучался в лучшие дома Копенгагена, прося, а то и требуя внимания к своей особе. Я просил богатых и влиятельных людей столицы дать мне денег для учебы в гимназии. И странное дело, в большинстве случаев мне не отказывали.

Вначале я хотел стать танцовщиком, певцом, актером. Но всюду я терпел неудачу.

И, наконец мой гений раскрылся в нескольких сказках. И даже самые зловредные литературные критики признали меня мастером.

Ни одному датчанину не выпадала такая слава!

Когда-то в детстве гадалка предсказала, что я стану знаменитым и в моем родном городе устроят фейерверк. Все сбылось. Весь Оденсе вышел меня встречать и устроил мне факельное шествие.

Мои сказки издавали сумасшедшими тиражами, хотя и платили мало.

Меня зазывали к себе властелины и знаменитости Европы, а датский король однажды добивался у меня… приёма».


Ребята, а как вы думаете жизнь Андерсена похожа на сказку и почему?

А какого героя он нам напоминает?

( слайд 5)

Верно, это сказка «Гадкий утенок». Как вы понимаете слова из этой сказки: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого гнезда»?


( слайд 6) (постепенно появляются герои-птицы)

Итак, первый герой, который нам встретился – это гадкий утенок. Запишите в тетрадь его имя и скажите, в кого он в конце сказки превращается.

В лебедя. «И старые лебеди склонили перед ним голову». Прочитайте, каким он стал.

В сказках Г.Х. Андерсена героями оказывались различные птицы или животные

Вспомните, о ком идет речь:

«Они вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего 11 дней, колдовскими чарами были лишены человеческого облика». (Дикие лебеди)

«Его принимали за корову и даже за лягушку». (Соловей)

«Всю зиму прожила в подземелье, оказала большую услугу маленькой героине» (Ласточка).

«Умел говорить по-человечески, был очень умен, знал всё, что происходит в королевстве, хотел жениться на принцессе, но был уже помолвлен» (Ворон из сказки «Снежная королева»).


Запишите в тетрадь в 1 столбик всех героев-птиц.

Своеобразие сказок Андерсена заключается в представлении разных героев, даже неодушевленных, предметов и вещей, которые ему встречались в жизни.

(слайд 7)

«Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе». И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории» (Г.Х. Андерсен).


— Ребята, а вы догадались, какие истории имел в виду сказочник?

( «Оловянный солдатик», «Сундук-самолет», «Ромашка», «Штопальная игла», «Огниво», «Старый уличный фонарь», «Калоши счастья», «Старый дом», «Снеговик», «Серебряная монетка» и другие сказочные истории).


(слайд 8) (Постепенно появляются иллюстрации к сказкам (ребята комментируют).


В сказочном городе Андерсена есть уникальный музей. Давайте заглянем в него. В музее хранится один удивительный предмет. Отгадаем?


(слайд 9)

  • Что лежит в черном ящике?

  • Этот маленького предмет сыграл большую роль в жизни одной девушки.

  • Этот предмет съедобный, но в сказке он предназначен для другой цели.

  • Королева, желая узнать истинное происхождение девушки, использует этот предмет.

(Горошина)

  • Это был старый почтенный предмет.

  • Много-много лет прослужил он честно и наконец должен был получить отставку.

  • Его должны были отправить в ратушу к «тридцати шести отцам города» на осмотр, где они решат, годен он ещё к службе или уже не годен совсем.

(Старый уличный фонарь) (Слайд 10)


  • Ребята, почему фонарь является главным героем сказки?


Олицетворение – явление или предмет неживой природы, а также животные и растения наделяются качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).


Конечно, основными героями сказок Андерсена являются люди.

Огонь трещит в печке, к сказочнику приходит Муза, рассказывает множество сказок и приводит к нему героев из обыденной, окружающей среды. Она говорит ему: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить»! (слайд 11)


  1. Развитие речи учащихся (слайд 12).

Ребятам дается задание описать героя от 1 лица (5 минут)

Свои рассказы читают 2-3 ученика, а остальные определяют, о ком идет речь.


5. Обобщение изученного на уроке (слайд 13).

  • Давайте определим, какие типы герои встретились нам в сказках Г.Х. Андерсена.

Герои-птицы, животные,

Герои-«живые предметы»,

Герои-люди.


В сказочном мире, созданном писателем, его герои сражались со своими противниками – богачами, придворными, королями – и побеждали их.

Андерсен высмеивал чванство, пустоту и ничтожность, жадность и самодовольство. Защищал слабых и маленьких, но храбрых и самоотверженных. Это прослеживается даже в сказках, где действуют разные вещи, цветы и явления природы, птицы, насекомые и звери.


Андерсен научит вас разбираться в людях, поможет понять, что такое Справедливость, Красота и Любовь, научит ненавидеть ложь и несправедливость.




Свежие документы:  Конспект урока по развитию речи "Сезонные изменения в природе" 2-3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: