Конспект урока по Литературе «И. А. Крылов «Волк на псарне»» 5 класс


Конспект урока литературы. И. А. Крылов «Волк на псарне».

Учитель Диденко Инна Валерьевна

ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район

Класс – 5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания (урок – мастерская)

Цели:

цели обучающие-знакомство с басней, выявление в произведении конкретно-исторического содержания, определение его основной идеи (это цели для достижения предметного результата);

цели развивающие-осознание учащимися важности исследовательских навыков, развитие устной речи учащихся, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения (это цель для достижения метапредметных результатов);

цели воспитывающие-развитие навыков работы в группе, воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры (это цели для достижения личностных результатов)

Задачи:

-познакомить учащихся с басней И. А. Крылова;

-выявить в басне конкретно-историческое содержание;

-овладевать умением чтения и анализа произведения;

-определить основную идею произведения;

-развивать устную речь учащихся;

-развивать навыки работы в группе;

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

-развивать образное мышление и творческое воображение;

-воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Метапредметные:

регулятивные – определение последовательности своих действий при работе в группах;

познавательные – работа с текстом, выполнение логических операций (обобщение, систематизация, классификация);

коммуникативные – умение выражать свои мысли и идеи, умение обосновывать свое мнение, участвовать в обсуждении вопросов, умение работать с различными источниками информации.

Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом, осознание границы собственного знания и незнания, стремление к знанию, стремление к речевому самосовершенствованию.

Используемые технологии:

технология мастерских, групповые технологии.

Оборудование: учебники (текст басни), интерактивная доска, компьютер (презентация), запись музыки «Звуки природы. Звуки волков: вой стаи».

Урок – мастерская.

Учащиеся работают в группах.

1 этап – «Индуктор» (введение в тему, задание в чем-то загадочное, личностное)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Но вначале я хочу предложить вам прослушать музыкальную запись «Звуки природы». Внимательно послушайте произведение и определитесь, что вы почувствовали, какие эмоции у вас возникли? Какие образы к вам пришли?

Прослушивание записи.

(ответы: вой волков, они злые, голодные, волков много – стая, пришли в деревню, лай собак, защищающих жилье и людей, страшно)

2 этап – «Дедукция» (работа с материалом, превращение его в смешение)

Учитель: Молодцы, правильно все поняли. А теперь давайте выполним такую работу: возьмите чистые листочки, подпишите их, напишите на них, какие ассоциации у вас появляются при слове «волк», затем передайте листок соседу справа, возьмите листок у соседа слева и напишите ассоциацию к слову «волк», которой еще нет на листочке. Так до тех пор, пока к вам не вернется ваш листочек.

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 11 классе по повести В.Г.Распутина "Прощание с Матерой"

Учащиеся работают с листками.

3 этап – «Реконструкция» (создание своего текста, мира)

Учитель: Вы получили свои листочки. Одноклассники поделились с вами своими ассоциациями. Теперь представьте, что вы корреспондент журнала и вам надо написать интересную статью о волке, используя помощь своих одноклассников. Напишите эту статью.

Учащиеся работают – пишут текст

4 этап – «Социализация» (соотношение своей деятельности с деятельностью других)

Чтение ученических работ.

Учитель: Работы получились разные. Почему? Каждый человек индивидуален, и мир вокруг себя каждый видит и понимает по-своему. Но и что-то общее в ваших работах тоже было. Что?

(ответы: волк опасный, страшный, хищник)

5 этап – «Разрыв» (побуждение к поиску ответов, сверка нового знания с литературным или научным источником)

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне». Презентация — слайд 1.

Что такое басня?

(определение басни)

Чтение басни. Презентация – слайды 2-16.

Какие слова в басне вы не поняли? (чаще всего это слова «овчарня», «псарня», «хлев», «ловчий»)

Разбираем значение слов. Презентация – слайды 17-18.

Учитель: Ребята, еще раз внимательно прочтите басню и найдите, какими словами рисует автор переполох на псарне.

(группы делятся своими находками: поднялся весь псарный двор, псы залились в хлевах, рвутся на драку, псари бегут, кричат; переполох Крылов рисует с помощью глаголов)

Учитель: А как волк ведет себя в этой обстановке? Задание 1 группе: найдите в тексте слова, которыми Крылов описывает действия, поступки волка. Здание 2 группе: найдите в тексте слова, которые волк произносит. Какова его речь? 3 группа: прочитать выразительно, соблюдая правильную интонацию, речь волка.

(ответы групп. 1 группа: действия волка – сидит, прижавшись в угол задом, ощетинил шерсть, щелкает зубами, глазами всех хотел бы съесть, видно, что волк злится; 2 группа: речь волка льстивая, заискивающая, он притворяется хорошим, чтобы его отпустили; 3 группа: выразительное чтение слов волка) Презентация – слайд 19.

Учитель: Молодцы, справились с заданием. Действительно, волк злится на собак, готов их растерзать, но собак много, и ловчие прибежали на псарню. Поэтому волк вынужден притворяться добрым, заискивать, обещать невыполнимое, чтобы его отпустили живым. Это притворное поведение, лицемерие. Крылов и сам называет волка «хитрец», подсказывая нам, что волк хитрый, он притворяется хорошим, скрывая свою злобу. Ловчий видит это и не верит волку. Поэтому он не дослушал волчьих льстивых речей.

Задание группам: Прочтите внимательно слова Ловчего. Они очень значимы для всей басни. Почему?

(ответ: в словах Ловчего – мораль басни)

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Константин Георгиевич Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Что такое мораль? (говорят определение)

В чем же мораль басни И. А. Крылова?

( ответы: мораль басни в том, что Ловчий, будучи седым и мудрым человеком, разбирается в волчьей натуре и знает, что с волками нельзя идти на мировую, волки обманут)

Презентация – слайд 20.

Учитель: Крылов во всем согласен с Ловчим?

(да, в слова Ловчего автор вкладывает свои мысли)

Конечно, ведь баснописец начинает свое произведение со слов: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Как мы эти слова понимаем?

(волк уже не первый раз залезал в овчарню и воровал овец, а в этот рах случайно попал не в овчарню, а на псарню)

В каких словах волка явно проявляется его волчья натура?

(глазами, кажется, хотел бы всех он съесть)

И съел бы, но понимает, что не получится. Почему? Как Крылов высказывает мысль о том, что пришла пора волку ответить за свои грехи?

(ответ: «тут не перед стадом, и что приходит наконец ему расчесться за овец»)

Автор как будто напоминает нам старые нехорошие дела волка, напоминает нам, что волк – хищник, что он злой, беспощадный. Он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом он все равно остается злобным и опасным хищником. Поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.

А теперь я вам расскажу историю создания басни, а вы подумайте, какие есть соответствия между басней и моим рассказом.

Презентация – слайды 21-25.

В 1812 году французская армия, победив многие страны Европы, напала на Россию. Захватнические походы французов совершались под командованием Наполеона Бонапарта. Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов. Наполеон занял столицу – Москву. Но, уже находясь в горящей Москве, он понял, что его ждет гибель, и он стал просить мира. Но Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры: «Меня проклянет потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было виновником примирения. Таков действительный дух моего народа».

Через несколько дней Крылов, появившись у друзей, прочитал им новую басню – «Волк на псарне».

6 этап – «Построение собственных знаний»

Учитель: Как вы думаете, кто из героев басни напоминает Наполеона Бонапарта? Почему?

(ответ: волк попал на псарню, не раз нападал на овец, Наполеон занял страны Европы и напал на Россию, волк серый, форма у французов тоже) Презентация – слайд 26.

Да. «Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню» — эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал многие страны Европы (как волк хватал множество безобидных овец) и думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но на борьбу с захватчиками поднялся весь народ: армия, партизаны («поднялся вдруг весь псарный двор»). В Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и стал просить мира.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "творчество Ф.М.Достоевского" 10 класс

Кто в басне противопоставлен Наполеону-Волку? Почему?

(ответ: Ловчий – Кутузов, он не поверил Наполеону и отказался от мирных переговоров, Кутузов седой, как и Ловчий, и такой же мудрый)

Два разных лагеря — Кутузов и Наполеон, Ловчий и Волк. Они противопоставлены друг другу. Такое противопоставление в литературе называется антитезой (записываем определение)

Басня была переписана И. А. Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы потом рассказывал, как после одного из сражений Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, достал из кармана листок с басней и прочитал ее вслух. При словах: «ты сер, а я, приятель, сед», которые он произнес с особой выразительностью, Кутузов снял фуражку, указал на свои седины и прослезился. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура».

Люди хорошо понимали, кого изобразил в басне Крылов.

7 этап – «Афиширование собственных знаний»

Задание группам: На доске написаны слова, обозначающие черты поведения людей.

Презентация – слайд 27.

Распределите их так в таблице, чтобы в результате мы прочли, какие черты характера принадлежат Кутузову, а какие – Наполеону.

Работа в группах. Проверка выполненного задания. Презентация – слайды 28-29.

Учитель: Давайте еще раз повторим, какова мораль басни. Неужели мораль применима только для одного конкретного случая, или она имеет более общее значение?

(ответ: мораль басни актуальна и в настоящее время – всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. Недаром Ловчий говорит не об одном волке, а о свойствах хищников вообще: «волчью вашу я давно натуру знаю», « с волками иначе не делать мировой», то есть он имеет ввиду всех волков (захватчиков).

Презентация – слайд 30.

8 этап — рефлексия.

Вопросы: Ребята, вам понравилась басня «Волк на псарне»?

В каком году написал басню Крылов?

Какое событие писатель отразил в басне?

Почему басня актуальна и в настоящее время?

Домашнее задание: найти в басне и выписать в тетрадь крылатые выражения, меткие обороты, перешедшие в пословицы, подумать над тем, когда они могут употребляться в речи.

Презентация – слайды 31-32.





























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: