Конспект урока по Литературе «Исцеление любовью и верностью» (по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)


МОУ средняя (полная) общеобразовательная школа № 4

г.Рославля Смоленской области











Исцеление любовью и верностью

(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)


































Учитель русского языка и литературы

Левшакова И.Е.



ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость «Повести…» в формировании нравственных ценностей человека; развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения; учить быть добрыми, честными, верными, преданными в дружбе и любви, уметь прощать.


ХОД УРОКА:


  1. Чтение стихотворения Э.Асадова.

СЛОВО О ЛЮБВИ

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша… А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит, истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!


  1. Слово учителя.

Стало модным отмечать день святого Валентина – покровителя влюблённых. Но почему мы оглядываемся на Запад? Ведь в православном календаре есть свой День влюблённых – 8 июля, который связан с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских. Они являются покровителями семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенду. Их жизнь – история взаимоотношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

— Как вы думаете, ребята, а на чём могут основываться такие взаимоотношения? Что является главным в жизни человека? (великодушие, сострадание, верность, мудрость, честность, доброта, понимание, любовь)

Всё, что вы назвали, есть главные истины в жизни человека.

— Как вы думаете, они остаются на протяжении веков или меняются?

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный, созерцательный, торжественный и мудрый. Давайте перенесёмся в далёкий XVI век… «Повесть о Петре и Февронии Муромских»… Работая с текстом этого произведения, попытаемся определить, что может сердце исцелить?

Это произведение является одним из шедевров древнерусской литературы. Кто же написал это произведение?

  1. Выступление заранее подготовленного учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)



  1. Работа с текстом.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

— Кто же такие: князь Пётр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

/выступление подготовленного учащегося/ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

— Расскажите, пожалуйста, почему слуге Петра пришлось обратиться за помощью к Февронии?

— Когда слуга назвал Февронию девой мудрой?

— Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?

— Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома?

— Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Кто посылает их?

— К кому обращается Феврония в трудные минуты?

— Что делала Феврония перед смертью?

— Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

* Обратимся к последнему предложению текста.

— Что, на ваш взгляд, помогает исцелить не только сердце Петра, да и любого человека?

— Определите, пожалуйста, тему и основную мысль этого произведения.

V. Выводы.

Да, темой этого произведения является тема любви, преданности, самоотверженности. Основная мысль, которую пытался донести до нас автор, на мой взгляд, — утверждение любви – великого, всепобеждающего чувства.

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне –

Мир жестокий спасёт красота.

— Как вы думаете, о какой красоте идёт речь? (О духовной)

Читая древнерусскую литературу, мы познаём себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаём свой смысл в ней.




Домашнее задание: написать эссе: «Исцеление любовью и верностью…»

















Приложение № 1



XVI век – время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное — 12 огромных томов — собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи».


В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.



























Приложение № 2



Читая произведение, мы обращаем внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».


Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.


Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.























Эдуард Асадов

СЛОВО О ЛЮБВИ

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша… А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит, истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!






































Свежие документы:  Урок литературы в 7 классе по сказке А.Экзюпери “Маленький принц” (урок - путешествие)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: