Конспект урока по Литературе «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Г. Миллерово Ростовской области





Урок литературы в 6 классе



Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»



Подготовила:

Учитель
русского языка и литературы
высшей категории
Дидковская Н.Е.











Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»


Цели для учителя:

Учебные:

  • помочь учащимся получить представление об усадьбе как одном из ярчайших явлений жизни, истории, культуры;

  • помочь установить, какое место занимает усадьба в жизни автора и в романе «Дубровский»;

  • совершить экскурсию по пушкинским местам.

Развивающие:

  • приобщать учащихся к истории, культуре XIX века, развивать способность выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление;

  • развивать литературоведческие и коммуникативные компетенции учащихся, рефлексивные способности, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуре, любовь к родине, истокам, родовой памяти.

Технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества

Методы и приемы:

  • выявление восприятия, беседа, чтение, эвристические вопросы, лексическая работа, слово учителя, творческие задания, подготовка презентации, поиск фрагментов описания, рассматривание иллюстрации, анализ таблицы, сообщение учащихся (историка, языковедов, экскурсоводов), художественный пересказ, экскурсия.

Цели для учащихся: выяснить

  • как устроена усадьба;

  • какое место она занимает в жизни и творчестве автора?

  • как изображена усадьба в романе «Дубровский», какую роль играет в произведении?



Ход урока.

  1. Выявление восприятия. Беседа.

Слайд №2 А.С. Пушкин «Дубровский»

  • Ваши первые впечатления?

  • Понравилось ли вам произведение?

  • О чем оно?

  • Какие герои вызвали ваши симпатии и антипатии? Почему?

  • Удалось ли вам почувствовать историческую эпоху в произведении? Каким образом?

  1. Чтение эпиграфов к уроку. Определение темы.

Слайд №3Прочитаем эпиграфы к уроку.

Будет именье – будет и уменье (старинная пословица)

Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным – полна.
И жили там помещики,
Владельцы именитые,
Каких теперь уж нет!

(Н.А. Некрасов)

Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси

(Н. Гумилев)

  • Что объединяет эпиграфы?

  • О чем будем говорить на уроке?

  • Как вы думаете, что нас будет интересовать? (Подсказки детей)



  1. Определение целей урока учащимися. Проверка по слайду

Слайд №4

  • Выяснить как устроена усадьба

  • Какое место она занимала в творчестве автора

  • Какую роль играет усадьба в романе «Дубровский»

  1. Лексическая работа

Учитель: Коль речь пойдет об усадьбе, давайте точно определим значение слов «усадьба», «имение».

Сообщение ученицы-языковеда. Проверка по слайду

Слайд №5 Определим значение слов:

«усадьба» (от усаживать, усадить) – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом, деревнями.

Усада, усадь, усадище, усадьбище

Имение (от иметь) – имущество, достаток, собственность, зажиточность, усадьба, земли, дома.
(Словарь В.И.Даля)

Учитель: Любопытно, что слово усадьба имеет большое количество синонимов. Слово языковеду, которая составила словарь синонимов.

Подбор синонимов: усадьба, имение, поместье, подворье, двор, дворянское гнездо, вотчина

Современные: дача, фазенда, коттедж, жилище



  1. Слово учителя:

Русская усадьба – одно из ярчайших явлений жизни, отечественной культуры, истории, уникальный мир эпохи.
Русская литература тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие русские поэты, писатели уже в детстве погружались в атмосферу дворянского гнезда, получали представление о жизни помещиков, наблюдали быт, традиции семьи, становились хранителями родовой памяти.

Имена их неразделимы с названиями усадеб, где прошли их детство, часть жизни, где жили герои их произведений

Слайд №6

А.С. Пушкин – Михайловское, Болдино, Захарово

М.Ю.Лермонтов – Тарханы

А.П.Чехов – Мелихово

И.С. Тургенев – Спасское – Лутовиново

Л.Н. Толстой – Ясная Поляна

  • Как назывались усадьбы героев-помещиков в романе «Дубровский»?

Слайд№7 Установите соответствие


Троекуров

Дубровский

Князь ВерейскийКистеневка

Арабатово

Покровское





Проверим по слайду…



Слайд№8



Троекуров

Дубровский

Князь ВерейскийПокровское

Кистеневка

Арабатово







  1. Слайдовая презентация. Исследование текста (фрагментов описаний усадьбы). Чтение текстов детьми.





Слайд №9
Дворянская усадьба XIX века



Слайд №10
Нам интересно:

  • Что из себя представляет дворянская усадьба

  • Какое значение имела усадьба в жизни русских дворян XIX века.



Слайд №11

Вступление

Усадебная культура сложилась в России к середине 18 века, когда император Петр III издал указ в 1762 году об освобождении дворян от обязательной госслужбы. С тех пор дворяне могли или служить или удаляться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые беседки и павильоны. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовалось для постоянного проживания. Другие служили хозяевам для увеселений.





Слайд №12

Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или озера. Вспомним… (учащиеся называют Покровское)

Покровское, Имение Троекуровых

(«Дубровский» гл.3) (поиск фрагмента- описания Покровского)

«Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами: на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась земная кровля и бельведер каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня»Учащиеся называют Арбатово, имение князя Верейского. Поиск фрагментов описания Арбатова.



Слайд №13

Арбатово (гл.13)

«Им (гостям) открылся прелестный вид , Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. . За рекою тянулись холмы и поля.»



«Они пили кофей в беседке, на берегу широкого озера, усеянного островами»



«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью»

Слайд №14 Дом в Болдине. Иллюстрация.

Слайд №15 Имение Братцево, 1810. Иллюстрация.

Слайд №16

Центральное место в усадьбе занимал барский дом. Обычно от дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Она подводила к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Перед домом устраивали окруженный оградой или колоннадой парадный двор.

Дом богатого помещика походил на дворец. Например, …

Учащиеся называют дом князя Верейского «Дубровский» (гл. 13)

Усадьба Кусково, 1828. Иллюстрация.

Усадьба Абрамцево. Иллюстрация.



Слайд №17

К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовки) и комнаты прислуги.

В отдалении от жилья располагались конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни.

«Новый деревенский дом» Титул книги Левшина В.А. «Всеобщее и полное домоводство» М., 1795 Иллюстрация

Михайловское П.А. Александров, 1838. Иллюстрация.

Слайд №18

В господском доме центральное место занимал парадный зал с колоннами. Он был отделан в белом и золотом тоне. Полы были выложены нарядным паркетом из ореха и дуба. Стены комнат драпировали штофом — шелковыми тканями с рисунками. Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты.

Учебная комната. Иллюстрация.

Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальые инструменты и зеркала.

Слайд №19

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половинеXVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название – регулярные. Регулярный парк разбивался на ровной местности перед домом. По всей видимости, такой парк был в …

Учащиеся называют имение Троекурова («Дубровский» гл. 13) .

Поиск фрагмента описания «старинный сад с стриженными аллеями, четвероугольным прудом и правильными аллеями…»

Регулярный парк в имении Кусково. Иллюстрация.

Слайд 20

В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк в России сменился английским, пейзажным. Высшей эстетической ценностью была признана первозданная красота природы. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев сменила свободная.

Любителем английских садов в романе «Дубровский» был .. .

Учащиеся называют князя Верейского.

Вспомним описание его имения Арбатова («Дубровский» гл.13)

Поиск фрагмента описания:

« Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы…. Пространственный парк окружал дом со всех сторон…. За рекою тянулись холмы и луга».

Вид помещичьего дома с садом, 1830 гг. Иллюстрация.

Усадебный пейзаж, 1830. Иллюстрация.

Слайд №21

Заключение.

Русская усадьба – это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создание художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба – это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.

  1. Учитель:
    Итак, мы выяснили, как устроена усадьба, как она изображена в романе «Дубровский». А теперь определим, какое место она занимала в жизни и творчестве автора. Рассмотрим таблицу.

Слайд №22

Усадьба

Страницы биографии автора

Материал для творчества

Свидетельство исторической эпохи

Родовая память

Место жизни и творчества

Творческая история произведения, прототипы героев

Предмет изображения

Место действия героев





















































Сообщение ученицы-историка. Творческая история произведения. Прототипы героев.

Слайд №23 Усадебная жизнь

домочадцы

Крепостные крестьяне

дворовые

помещик







  1. Лексическая работа. Словарь эпохи. Слово языковеду. Сообщение ученицы.

Помещик, крепостные крестьяне, домочадцы, дворовые, псари, стремянной, отъезжик поля, генерал-аншиф, губерния

Учитель: Соединение дворянского мира с деревенским формировало особый уклад усадебной жизни. Он включал в себя:

Слайд №24 Уклад усадебной жизни

  • Особенности быта

  • Нравы

  • Картины жизни

  • Правили и порядки

  • Взаимоотношения хозяев и их крестьян

Учитель: Назовите картины усадебной жизни в романе «Дубровский»Проверим по слайду:

Слайд №25 Картины усадебной жизни в романе «Дубровский»

  • На псарне Троекурова (гл.1)

  • Охота (Гл.1)

  • Праздника в доме Троекурова (гл.9)

  • Прием у князя Верейского (гл.13)

  1. Художественный пересказ эпизодов учащимися:
    «На псарне у Троекурова»
    «Праздники в доме Троекурова»

10. Слайд № 26 Подведем итоги.
Описание усадеб и картины жизни их хозяев

1)является средством характеристики героев-помещиков;
2) позволяет воссоздать историческую эпоху, передать особенности русской жизни
XIX века.

11. Экскурсия по Пушкинским местам

Слайд №27 Экскурсия по Пушкинским местам

  • Михайловское

  • Тригорское

  • Петровское

Учитель: В роли экскурсоводов выступят …
Презентации учащихся.

Учитель: Поэтическое описание усадебной жизни дано Пушкиным в стихотворении «Деревня», фрагменты которого вы учили дома наизусть. Послушаем!

Выразительное чтение наизусть.

Слайд №28 Информационные ресурсы

  • Мир русской усадьбы. Москва, 1995
    Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы , М. 1999

  • Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы

  • Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда.

  • Презентация «Дворянская усадьба 19 века.

12. Далее учитель выставляет оценки.

13. Домашнее задание:
Подготовить рассказ о Троекурове и Дубровском.

Свежие документы:  Методическая разработка урока "А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» - А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» (Опыт сопоставительного анализа)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: