Конспект урока по Литературе «Картины природы в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева»


Картины природы в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева

Цель урока:

Образовательная: учить определять роль пейзажа в художественном произведении; формировать умение соотносить художественный текст с картинами и музыкальными произведениями;

Развивающая: развивать чувства и эмоции учащихся, творческое воображение и монологическую речь учащихся;

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, словарь Ожегова, искусствоведческий словарь


Ход урока.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику дана.

Н. Заболоцкий

1.Организационный момент. Приветствие


2. Сообщение темы и цели урока.


— Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, ребята, чему он будет посвящен? (природе, пейзажам)

-А как вы понимаете слово «очарование»? Поясните его значение, подобрав синонимы. (Прелесть, обаяние, пленительность)

-Давайте совместно с вами определить цели нашего урока. (Дети пытаются формулировать, учитель обобщает сказанное ими, корректирует)

-Значит, наш сегодняшний урок посвящён очарованию русского пейзажа, его прелести!

— Запишите тему в тетради.

-А что называется пейзажем? (дети отвечают, потом проверяем ответ по данные в словарях определениям)

3. Актуализация опорных знаний по домашнему заданию.

— Красота природы никогда и никого не могла оставить равнодушным. Очень много известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях. Дома вы должны были поработать в группах. И первая группа подбирала для нас примеры пейзажных зарисовок в поэтических текстах, изученных нами ранее произведений. Давайте поделимся находками и понаблюдаем, какие картины чаще всего трогали сердца и души великих людей.

(Выступают учащиеся 1 группы. Делаем вывод.)

— Вы знаете, когда-то известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу, но и композиторы, музыканты. Значит, мы можем видеть пейзажи и в музыкальных произведениях. Сейчас вторая группа отчитается о своей работе и расскажет нам, какие известные композиторы посвятили свои произведения природе. (Выступает 2 группа)

Да, у П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье, осенняя грусть, зимняя свежесть. Композитор вложил в них всю свою любовь родной стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из этого цикла «Июнь. Баркарола». (слушаем музыку)

Свежие документы:  Конспект урока "Современная женская проза (по произведению Г. Щербаковой "Женщина в игре без правил") 11 класс

— Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

— Удалось ли композитору передать летнее разнотравье, пение птиц, раздолье?

-А где еще, кроме стихотворений и музыки, мы сможем увидеть прекрасные картины природы? (В живописи)

-Кто из русских художников беспрестанно воспевал красоту русской природы? Об этом нам поведают участники третьей группы. (Выступает 3 группа, демонстрируя иллюстрации картин)

4. Работа с текстом рассказа «Бежин луг».

— Но ведь и в прозе пейзажи не исключение! Давайте убедимся в этом на примере

нашего произведения «Бежин луг». Вы уже знаете, что И.С. Тургенев безмерно любил родную природу. В ней он видел залог прекрасного будущего своей страны. Давайте откроем начало рассказа. Вслушайтесь в поэтические строки описания летнего дня. (Прослушивание аудиозаписи из фонохрестоматии)

-В каких образах предстал перед нами июльский день? (небо, заря, солнце, облака)

— Какие краски использует автор? (небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем; лиловый туман; облака в полдень золотисто-серые, с нежными белыми краями, с прозрачной ровной синевой, лазурные и т.д.)

— Какие запахи чувствуем мы? (пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой)

-Какие звуки слышим?

-Природа у Тургенева живая, одухотворённая. Что помогает писателю создать такой образ? (литературно-художественные средства)

-Какими же средствами пользуется И.С. Тургенев, изображая природу? (метафора: «утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем», эпитет: «солнце не огнистое, приветно-лучезарное», олицетворения: «поднимается могучее светило», «облака ложатся», сравнение: «алое сияние как бережно несомая свечка стоит», «облака как дым» и т.д.)

-Покажите примерами из текста, даже ночью природа наполнена жизнью, прелестью, таинственностью. («Звездочки замелькали и зашевелились», «Летучие мыши носились», «Всё кругом чернело, ухало» и т.д.)

5. Итог урока.

-Скажите, пожалуйста, удалось ли нам сегодня на уроке видеть очарование русского пейзажа, как мы запланировали? Если да, то благодаря чему?

6. Домашнее задание.

-Не только И.С. Тургенев описывал природу в разное время года, в разное время суток, но и многие другие писатели. Давайте и мы с вами попробуем дома сделать свою пейзажную зарисовку нашей подмосковной природы. Кто умеет рисовать, рисует красками, кто не умеет красками, рисует словами.

7. Оценки. Рефлексия. (на заранее розданных листочках дети пишут, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ НА ЭТОМ УРОКЕ)





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: