Конспект урока по Литературе «Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака» 7 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Хлебновка»












Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости».















Учитель: Елена Игоревна Мельникова,

учитель русского языка и литературы
















Методическая разработка урока литературы «Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости».

Место урока в теме
Данная тема из раздела «Произведения писателей 20века» (по программе Коровиной В.Я.) составляет единое целое: их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, актуальных для подростка.
Цели урока: Образовательные:  формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать самостоятельные творческие тексты. Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь учащихся,  анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса, развивать критическое мышление. Воспитательная:  способствовать формированию гуманных чувств:  любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Тип урока: изучение нового материала и обобщение.
Структура урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, изучение нового материала и обобщение, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
Содержание обучения. Работа над способностью учеников откликаться на вечные проблемы, поднятые автором: человек и его умение общаться с миром природы. 
Работа над особенностями данного произведения: наблюдение над  языком, место и роль пейзажа в рассказе, композиция. Все это работает на идею произведения.
Урок нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развиваются специальные навыки: умение находить в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять цитатный план, определять и формулировать тему и идею произведения.
Исходя из содержания, темы и типа урока используется общеклассная и индивидуальная форма деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; электронная презентация, раздаточный материал, толковые словари.




Ход урока.

1. Вопросы классу.
Приходилось ли вам встречаться с обиженными животными в жизни?
Вспомним произведения русской литературы, героями которых является собака. К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Слайд 1:Вспомните произведения, которые повествуют о собаках. ( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский   « Белый Бим Чёрное ухо» ). –  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.) —К какому жанру они принадлежат? Что такое рассказ? (Рассказ- эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человака).
-Во всех этих рассказах собака предстает как добрый верный друг, надежный защитник.
-Дома вы узнали историю еще одной собаки, прочитав рассказ Л. Андреева «Кусака». Но прежде чем мы обратимся к ней, послушаем рассказ об авторе (после него нужно обратить внимание на то, что писатель испытывал ужас перед жизнью с ее уродствами и жестокостью).
-Героями большинства рассказов Андреева являются  люди, а в рассказе «Кусака» — собака. Почему?  — для Андреева «все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними и теми же страданиями». Так ли это на самом деле? Мы должны увидеть эти страдания.
II Работа по тексту . Слайд 2: 
Часть 1. Возможное заглавие :«Она никому не принадлежала».
Какая собака при первой встрече с ней читателя? — чтение начала рассказа. Почему так много слов с отрицательным значением? — нет дома, нет нужности кому-то, отсюда одиночество, страх и злоба. Как автор описывает ее отношение к людям в этот момент? — не доверяла, набрасывалась со злобой.  Почему? — обижали, эпизод с мужиком. Чем она живет теперь? — бескорыстно сторожит дом. Что при этом испытывает? — довольство и гордость собой, т.к. нашла свой дом, а, значит, обрела нужность. Слайд 3:
Часть 2. Возможное заглавие: «У нее отняли её непримиримую злобу».
Какие перемены принесла она в жизнь Кусаки? — выборочный пересказ.
Приехали на дачу люди. Писатель называет их добрыми. Правда, они вначале хотели застрелить собаку, но потом привыкли к ней, и она приобрела хозяев и имя. Слайд 4: Часть 3. Возможное заглавие: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Зачитать «всею своею собачей душой…». Все это отразилось и на ее внешности. Если раньше Кусака была грязная и некрасивая, то сейчас как она выглядит? – зачитать. Изменилось ли отношение к людям сейчас? — перестала бояться. Но страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца. Как она выражает свою любовь? — пересказ, близкий к тексту. Почему же при гостях Кусака не играла и убегала? — для нее это не игра, а выражение своих чувств: любви, восторга, благодарности.

Физминутка.

Слайд5: Часть 4. Возможное заглавие: «Жа-а-лко». Но это чудо, счастье, в которое боялась поверить Кусака, продолжалось недолго (прочитать абзац «желтыми огнями загорелась осень»). Прочитать диалог Лели с мамой. Почему не берут в город собаку? Может быть, действительно негде держать? — дворняжку негде, а породистой место найдется. На протяжении всего разговора Леля готова была заплакать, но не заплакала. Почему? — не такие глубокие чувства к собаке. Вместо этой обещали другую, породистую. Кусака – игрушка, которую можно заменить другой, более красивой. Да и все отношения с Кусакой для «добрых» людей были игрой. Случилось то, чего так боялась собака. Вспомните «странную мольбу» в глазах, когда она ласкалась. Ее снова поманили, как тот мужик, приласкали и снова ударили. Кто ударил больнее: мужик или Леля? – Леля, т.к. ушибы и раны на теле можно зализать, да и получены они от незнакомых людей. А девочка – самый близкий ей человек, причинила душевную боль, а ее не залижешь. Как заканчивается рассказ? – прочитать эти строки. Слайд6: Часть 5.Возможное заглавие: «Собака выла». «Наступила ночь…». Почему выла собака? – раньше болело тело, а теперь душа. Опять одна! Все вернулось к прежнему. А есть ли надежда, что весной все снова повторится? – нет. Что вызывает ужас у Л. Андреева в истории Кусаки? – равнодушие взрослых порождает равнодушие, бессердечие детей. 
Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности. Какими художественными средствами выражает автор свое отношение к поднятой проблеме? – индивидуальное сообщение по пейзажу и его роли в рассказе. Писатель останавливается не только на жестоком отношении людей к Кусаке. Есть в рассказе еще один пример душевной черствости (гл.4, эпизод с дурачком Илюшей). Что общего между Кусакой и Илюшей? А, может быть, эти люди не знают или забыли, что «все живое имеет одну и ту же душу…». А мы, как читатели, сможем ли остаться равнодушными? – нет, т.к. «все живое имеет одну и ту же душу…». Рефлексия.  Задание.

Свежие документы:  Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе " Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»"

 Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

 Р — работал с удовольствием.

 У — у меня многое получилось.

 К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

 О — одноклассники доставили удовольствие своей работой.

— Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.


III Домашнее задание.
Используя цитатный план, напишите отзыв на рассказ Л.Андреева «Кусака».

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: