Конспект урока по Литературе «М.Ю.Лермонтов « Парус». Художественный анализ стихотворения»


Тема: М.Ю.Лермонтов « Парус». Художественный анализ стихотворения.

Цель урока: познакомиться с произведением М.Ю.Лермонтова «Парус», произвести его идейно-художественный анализ.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова и своеобразием лирики поэта;

  • продолжить работать над анализом стихотворений и выразительным чтением.

Развивающие:

  • формировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;

  • развитие навыка выразительного чтения стихотворения;

Воспитывающие:

  • содействие эстетическому образованию учащихся;

  • воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;

  • воспитание культуры труда.

Оборудование урока:

Портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет), репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина, рисунки автора.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Построение ассоциативного ряда.

— Дома вы прочитали статью учебника о М.Ю.Лермонтове. На партах у вас – половинка листа А4. Напишите фломастером на нем первую ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите фамилию этого русского поэта — М.Ю.Лермонтова.

(Сиротство. Семейные распри. Одиночество. Тарханы — бабушка. Пансион при Московском университете. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. «Смерть поэта». Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель).

Собираем и группируем ассоциации по схожести и хронологии. Вывешиваем на доску, просим учащихся объяснить свои ассоциации.

Наблюдение над портретами М.Ю. Лермонтова.

— На доске вы видите несколько портретов М.Ю.Лермонтова (Фаворского, Горбунова, автопортрет). Какой портрет вам нравится больше других и почему? Отразились ли в облике Лермонтова особенности его судьбы?

3. Введение в тему урока.

Построение ассоциативного ряда.

— На второй половинке листа А4 напишите первую ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «море».

(Пучина. Штиль. Синий простор. Корабль. Челн. Парус. Водная гладь.)

Собираем и группируем ассоциации по схожести. Вывешиваем на доску, просим учащихся объяснить свои ассоциации.

Наблюдение над морем в картинах Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.

— На доске вы видите несколько репродукций картин известных русских художников. Напомним, что изображение моря на картине называется мариной, а художников. рисующих море, принято называть маринистами.

— Какие краски использует художник, изображая море?

— Какие чувства испытывает человек, видя море?

-Удалось ли художникам передать эти чувства с помощью красок, перспективы, сюжета картин?

4. Знакомство с текстом произведения М.Ю.Лермонтова.

— А теперь послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (из учебной хрестоматии).

— Что вы «увидели» в этом стихотворении?

— Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится лирический герой, откуда он видит парусник? (Герой – на берегу, парусник он видит издалека).

— Нарисуйте устно картину во второй строфе. Где теперь находится лирический герой? Почему меняется его местонахождения? (Герой — на паруснике. Перемещение его добровольное, он жаждет острых ощущений, стремиться пережить бурю в море.)

— Нарисуйте устно картину в третьей строфе. (Буря утихла. Лирический герой не на паруснике, но и не на берегу, иначе он бы не видел ни лазури, ни луча солнца. Он в море. Спасение его ждет впереди или гибель?)

5. Художественный анализ стихотворения.

— На доске вы видите три изображения парусника в море (рисунки автора). Какое из них может служить иллюстрацией к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»?

Учащиеся выдвигают и аргументируют свою точку зрения.

— На самом деле все эти картины подходят к стихотворению М.Ю.Лермонтова, я нарисовала их специально для этого произведения. Только стоит их переставить местами, и вы увидите…


На первой – «белеет парус одинокий», стих звучит легко и плавно, и достигается это за счет обилия звуков [Л], [Р], [Н], [М] и пропуска одного и того же ударения в первых двух строках. Мы ощущаем лёгкое колыханье морской волны во время штиля и видим действительно парус вдалеке.

На второй – «играют волны, ветер свищет». Мы видим, как меняется море, поднимаются волны,

«мачта гнётся и скрипит», морская пучина готова поглотить челн. Наверняка вы отметили и смену звукового оформления строк: теперь преобладают звуки [С], [Т], [Ч], [Щ].

На третьей – «под ним струя светлей лазури». Море то ли уже успокоилось после бури, то ли готовится к ней. Парусу есть что терять, («Под ним струя светлей лазури,/  Над ним луч солнца золотой…), но он «просит бури», потому что верит, что счастье – в борьбе, а не в покое. Звукопись повторяется и с первой, и со второй строфы, как бы объединяя стихию и покой.


— Писателю для описания бури понадобилось бы несколько страниц, а то и глав, поэту достаточно 3 строф. События он изображает фрагментарно, потому что для него важна не хронология события, а переживания лирического героя, моменты, которые волнуют поэта и которые должны и в нас пробудить ассоциации, близкие автору.

— С этой же целью поэт использует инверсию.

Сравним:

Прямой порядок слов:

 Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Обратный порядок:

 Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.


— Найдите в Словаре лингвистических терминов определение инверсии и выпишите его в тетрадь.

Инве́рсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — нарушение обычного порядка слов в предложении. Стилистический смысл инверсии в том, что инверсированное слово на необычном месте приобретает более выразительное значение благодаря интонационному выделению и общей перестановке смысловых акцентов, заостряющей фразу.

 

— Найдите инверсию в первой строфе стихотворения М.Ю.Лермонтова, объясните, в чем ее стилистический смысл?

Ответ:

Белеет парус одинокой
    В тумане моря
голубом!.. переставленные эпитеты помогают выделить наиболее

Что ищет он в стране далекой? значимое и создать настроение.

Что кинул он в краю родном?..
Кроме того, инверсия  необходима для размера стиха: «Бе/ле/ет па/рус о/ди/но/кий» — это 9-стопный ямб.


— Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о живом существе? (одинокий, мятежный)

— В черновом варианте было: «Белеет парус отдаленный». Почему Лермонтов заменил одно слово другим? (Не только для рифмы, но и для того, чтобы подчеркнуть сопричастность своей судьбы с парусом).

— Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

— Почему М.Ю.Лермонтов использует в стихотворении слово «парус», а не «чёлн», «корабль», «лодка»? Как называется этот прием в литературе?

Парус – это своеобразный символ движения вперед к мечте. Вспомним выражения «алые паруса», «идти на всех парусах», «нет ветра в парусах». В древнегреческом мифе о царе Эгее и Тесее паруса – это символ надежды.


— Использование слова «парус» вместо «лодка» — это синекдоха.

Синекдоха (греч. synekdoche — «воссоединение») — один из художественных тропов, основанный на переносном значении слова, разновидность метонимии, способ создания художественного образа, который заключается в представлении целого через его часть или части через целое.

— Каким словом заменено существительное «парус»? (он).
— Выпишите глаголы, сочетающие с местоимением он (ищет, кинул, не ищет, бежит, просит)

— Могут ли эти глаголы сочетаться с неодушевленным предметом? (нет).

— Как называется этот троп и почему он использован в этом стихотворении?

Найдите и выпишите из Словаря определение.


Олицетворение- перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.


— Черты какого же живого существа приписывает поэт парусу?

 Стихотворение ассоциативно. Морской пейзаж – это фон для размышления автора о своём одиночестве среди людей, о независимости и мятежности собственной души. Парус – это он сам, стремящейся к движению, активной, деятельной жизни, но не нашедший крепких жизненных ориентиров. Поэтому он просит бури, а покоя не находит. Суть стихотворения заключается в отражении вечного противоречия между желаемым и возможным.


— Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал произведение? (разочарование, одиночество, неудовлетворенность действительностью).


— Вы правы, это стихотворение было написано в Петербурге и включено поэтом в письмо

М.А. Лопухиной в Москву от 2 сентября 1832 года. 22-летний М.Ю.Лермонтов скучает в Петербурге по друзьям, родным, Москве. Он так и пишет: «Увы, как скучен этот город».
Поэту нелегко, он оставил Московский университет и поступил в школу юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге вопреки желанию бабушки. Это он сам – «одинокий и мятежный». Кстати, в стихотворении есть упоминание и Москвы, и Петербурга. Найдите их.

Это «край далекий» и «страна(сторона) родная».

Каким термином вы бы их охарактеризовали? (Это антитеза).

Найдите и выпишите из Словаря определение.


Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


— Где еще в стихотворении есть противопоставление? (ищет – кинул, служит основой композиции в данном произведении, буря и покой — противостояние паруса любой среде символизирует его неутомимость его движения, вечное несогласие с миром).

— Какие предложения преобладают? (вопросительные) Какую роль играют  восклицательные знаки?

—  Какие чувства лирического героя передаются с помощью многоточий?

— Имеются ли повторы?

— Какое чувство передаёт поэт с помощью междометия «увы»?



— Многие слова, используемые  в стихотворении,  приобрели в поэзии символическое значение.

 Найдите и выпишите, что такое символ.


Символ (от греч. symbolon — «условный язык») — предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.


 — Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова: парус – поиск, туман – сомнения, тревога, море – стихия жизни, буря – борьба, волны – угрозы, ветер – перемены, луч солнца – надежда на спасение.


— Обратите внимание, чтобы расшифровать эти символы, мы использовали ассоциативный ряд.


Композиция стихотворения.

Как построена каждая строфа? ( Первые две строчки каждой строфы – картина моря;

вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

— Зачем автор использует в стихотворении вопросно-ответную форму?

— «А он, мятежный…» Попробуйте заменить союз «а» на другой или опустить? Останется ли тот же смысл? (исчезает противопоставление, значит и союз «а» значимый)


Жанровое своеобразие.

— К какому лирическому жанру относится это стихотворение? Представьте себе, что одни учащиеся утверждают, что к пейзажной лирике, другие – к философской. А на чьей стороне вы? Докажите правильность одного суждения и опровергните другое.


6. Прослушивание романса «Белеет парус одинокий» (муз. Варламова А. ). Беседа по услышанному.

— Многие стихотворения М.Ю.Лермонтова стали романсами. Обратимся к словарю. Что такое «романс»?

Романс (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах. В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого.

— А теперь послушаем романс Варламова на стихи Лермонтова.

— Что звучит тревожнее романс или стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.
Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? (мятежный).

— Что подчеркнул певец, исполнявший романс?

— Какое состояние паруса подчеркнуто в романсе: одиночество или мятежность?

— Определите настроение стихотворения и романса.


7. Выводы к уроку, рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие вопросы у вас возникли? Что еще хотелось бы узнать?


8. Домашнее задание: письменно – анализ стихотворения (используя записи в классе),

выучить «Парус» наизусть.

Свежие документы:  Сочинение на тему «Мода и общество»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: