Конспект урока по Литературе «Мир людей и мир природы в рассказе Б. Екимова «Охота на хозяина»» 9 класс













Мир людей и мир природы

в рассказе Б.Екимова « Охота на хозяина»

(урок внеклассного чтения по современной литературе в 9 классе)












Работу выполнила:


Солонская Алевтина

Александровна, учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ № 27

Тракторозаводского района

г. Волгограда



Волгоград 2011



Мир людей и мир природы

в рассказе Б. Екимова « Охота на хозяина»


Земля «оттич и дедич» — это те берега

полноводных рек и лесные поляны,

куда пришел наш пращур жить навечно…

Алексей Толстой


Цели урока: познакомить учащихся с творческой биографией Б.П.Екимова; показать неразрывную связь человека и природы в рассказе и его глубокий философский смысл; совершенствовать навыки анализа текста.


Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение фрагментов рассказа, аналитическая беседа; прослушивание в записи звуков живой природы («Рассвет на озере»)


Оборудование: тексты рассказа Б.П.Екимова «Охота на хозяина», портрет Б.П.Екимова; фрагмент записи из музыкальной серии «Звуки живой природы» (тема «Рассвет на озере»).


Предварительное индивидуальное домашнее задание.


Задание №1: подготовить сообщение о творческом пути Б.Екимова, о ведущих темах его произведений.


Задание №2: подготовить художественное чтение фрагментов из рассказа Б.Екимова « Охота на хозяина» и повести В.Астафьева « Царь – рыба».


Все учащиеся читают рассказ «Охота на хозяина», перечитывают фрагменты повести В.Астафьева «Царь – рыба».



Ход урока.

I Вступительное слово учителя

( чтение отрывка из рассказа Б.Екимова «Родительская суббота»)


После смерти матери разбирал я ее бумаги: письма, поздравительные открытки к праздникам, рецепты снадобий. Попался листок, почерк матери: «Разве может понять человек, весь свой век мирно и тихо живущий в теплом и уютном углу, какое это большое счастье — иметь собственный дом.

Приходить туда, зажечь лампу, сесть за стол и знать, что все в твоей воле, что ты здесь хозяин, что никто тебя не потревожит, не нарушит твоего покоя. Только бесприютным, кому приходить мыкаться без ночлега день, и другой, и третий, открывается вся полнота счастья, которую таят в себе слова «мой дом» – так начинается один из рассказов удивительного человека и писателя, земляка нашего, Бориса Петровича Екимова.

Прочитав впервые его рассказы в журнале «Современник», я почувствовала их неподдельную искренность, правдивость и необыкновенную задушевность.Так писать может только очень прозорливый человек, наделенный жизненной мудростью, сердечной теплотой и трудолюбием.


—С чего же начинался его писательский путь?


II. Краткое сообщение учащихся о творческом пути Б.П.Екимова, об основных темах его произведений (Материал учебного пособия А.М.Буланова, М.В.Мокровой « Рассказы Б.П.Екимова и русская литературная традиция».- Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007)

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих, но настоящей родиной считает Калач-на-Дону, степные донские раздолья, где прошли лучшие годы его жизни. Настоящий писатель, по мнению Бориса Петровича, должен знать жизнь изнутри. Он работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Поделись улыбкою своей"

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия», «Отчий край».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд», после интервью с Б.Екимовым написал: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, обязательно запомнит писателя. И хотя все его герои – жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всём, что мы испытали в последние двадцать лет».


III. Беседа с учащимися по рассказу Б.Екимова «Охота на хозяина».

1)Слово учителя

«Все герои произведений Бориса Петровича – наши земляки, судьба который связана с землей, с деревней, где в настоящее время очень много проблем.

Нет похожих судеб, как нет и похожих образов, удивительно точно и правдиво выписанных писателем.

Во многих его рассказах любимыми героями являются старики и дети, которых он ставит перед проблемой выбора в конкретной жизненной ситуации. Чтобы понять, чем обусловлен выбор каждого героя, обратимся к прочитанному вами рассказу «Охота на хозяина».



2)Вопросы для беседы.

—Каким вы видите в начале рассказа десятилетнего мальчика?

(Небольшого росточка, тщедушный, ничем не примечательный парнишка, каких в городе много. Воспитывается без отца. Видно, что материально им с матерью живется трудно, да жизнь городская не такая уж интересная для него. Иначе не решился бы мальчик в осеннюю пору отправиться один в дальнюю дорогу.)

— Как раскрывается внутренний мир мальчика на природе? Что для него является главным во время рыбалки?

(Ему очень нравится состояние покоя, часы проведенные в созерцании водного пространства и его обитателей, «разговоры да байки про хитрых щук» , «голоса птиц и молчание рыб». Он становился частью живого мира, сливался с ним, и от этого слияния был «таким же свободным, как ветер ли, дерево, малая птица … )

Свежие документы:  Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича» 9 класс


3)Слово учителя.

Давайте на короткий миг перенесемся на речной берег, послушаем звуки живой природы, не заглушаемые автомобилями. (Прослушивание звуков живой природы (запись плеска волн, переклички диких уток на рассвете , шуршание камышей, удар весел)



V. Продолжение беседы по рассказу.

—Какие фольклорные образы вводит писатель перед драматической ситуацией на реке? Какова их роль?

Художественное чтение эпизода встречи мальчика и деда с Савушкой.


( Древний дед Савушка и орел – белохвост напоминают сказочного старика – лесовика, лешего и птицу – вещун, помогающих добрым людям найти дорогу в лесной чаще, предостерегающих об опасности. Савушка – вечное мудрое начало, Совесть земли.

Вспомним « Слово о полку Игореве …», где птицы и звери предупреждают русских воинов о гибели, переживают с ними горе и радости.

Мы разучились понимать связь свою с Умной Природой, разучились ее слышать. И в этом трагическая ошибка всего человечества.)



—Какие художественные средства чаще всего использует автор при описании картин природы? Почему?

(Олицетворение, эпитет, метафора – основные средства выразительности в этом рассказе, потому как автор наделяет «живой душой» всё сущее на земле («жёлтые злые глаза птицы», «осмысленный, словно удивлённый, взгляд» сома, «сказочные рыбы в золотистых шеломах да бляхах» и тд.)).

—Почему автор наделяет мудростью ребенка, а не его деда?

(Ребенок еще чист. В нем нет той страсти азарта, страсти к рвачеству, что заглушает самые лучшие порывы. Мальчик верит в правдивость всего , что видит, слышит, он ощущает себя частью настоящего, живого мира и поэтому не может смириться с тем ,что какому – то живому существу в этом мире больно.)

Когда, кем было брошено в его душу зерно мудрости?

(Он слышал рассказы бабушки о том , как прадед отпускал на волю рыбу, чтобы не переводилась стерлядка в донских водах, как «отказывала…молчала …» рыба и « уходила на глубь» от человека. В нем, городском жителе ожила незримая связь со своими корнями, с землей – матушкой.

Хозяйственный дед никогда не был браконьером. Он привык кормиться от природных благ… Но проснувшийся азарт, мысль поймать «вакан» заглушают все: он не слышит внука («Ему больно, он нам вовсе не нужен»). Дед не понимает самого главного: огромная удача – вакан – это его внук.)

—Что сближает рассказ Б.Екимова с повестью В.Астафьева «Царь – рыба»?

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Золотые» и «серебряные» пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков» 9 класс

(Герой В.Астафьева рыбак Утробин , поймав на крючок огромную рыбу, не в силах с ней справится.

Чтобы избежать гибели , он вынужден ее отпустить. Встреча с рыбой заставляет браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Оба писателя не только одухотворяют природу, но наделяют ее и карающей силой.

Она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева («Царь – рыба»), пьяных городских «ментов» («Охота на хозяина»).



—В чем смысл противоборства человека и рыбы? Как выглядит человек в этой схватке?

(Каким жалким показан человек, яростно борющийся с рыбой! Человек считает себя хозяином земли, покорителем природных сил, не понимая самого главного: нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.)

—Перечитайте описание сна мальчика в конце рассказа. Какой смысл, по-вашему, видит в нем автор?


(Художественное чтение учащимися заключительных абзацев)


( Сон мальчика несет в себе глубокий философский смысл .

Перед ним во сне — весь мир , а он – часть Вселенной , часть мироздания , где можно чувствовать себя свободным, счастливым, легким, но только если Совесть твоя перед Матерью – Природой чиста.

Есть надежда (в этом нас убеждает автор), что новое поколение будет мудрее и не даст до конца разрушить вековую гармонию, а сделает все возможное, чтобы остановить человека и убедить его в том, что он несет ответственность за Мир, в котором живет).

—Каким человеком представляется вам автор, написавший этот рассказ?

(Б.Екимов – честный, мудрый, совестливый писатель, для которого значимо всё, что происходит в сегодняшнем мире. Способный к искреннему состраданию, он и своих любимых героев наделяет этим редкостным чувством. Он любит жизнь, людей, свой отчий край, и эта любовь не книжная, а настоящая, подлинная. Человек неравнодушный, Б. Екимов остро переживает за будущее земли Русской. «Нельзя жить одним днём, — предупреждает нас автор. – Нельзя разрывать вековую глубинную связь Человека с Природой».)

VI. Слово учителя.

Сегодня на уроке вы открыли для себя нового писателя-прозаика, нашего современника. Хочется верить, что проблема, поднятая Б.Екимовым в рассказе «Охота на хозяина», не оставила вас равнодушными, что вы прониклись уважением и доверием к писателю и его творчеству. Если так, то на полках ваших домашних библиотек обязательно появятся его книги, которые научат вас житейской мудрости, терпению, великодушию и умению слушать и понимать самих себя.

Домашнее задание: сочинение «Проблема защиты природы в моем регионе».



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: