Конспект урока по Литературе «Мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи»»


МБОУ Черноборская сош, Форманюк Елена Ивановна, учитель русского языка и литретуры.

УРОК — практикум ПО ЛИТЕРАТУРЕ.


ТЕМА. Мотивы русской литературы в новелле

И.А. Бунина «Тёмные аллеи».


Цели урока: сопоставить мотивы и сюжеты русской

литературы 19 века в произведениях русских

писателей;

активизировать самостоятельность

исследовательской деятельности учащихся;

показать индивидуальные особенности

авторов в раскрытии темы любви;

пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина.



Оборудование: Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран



1 этап . Организационный момент


Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологическую настроенность учащихся на предстоящее занятие.


2 этап – сообщение темы, цели урока



3 этап. Реализация домашнего задания



Задачи: Установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания, выявить умения и навыки осмысления идейно-художественных особенностей новеллы, используя анализ рассказа.

Д/з: прочитать новеллу, ответить на вопросы.



Ход урока.



2.Чтение начала новеллы.



Из какого произведения эти строки?

О ком я сейчас прочитала?



Слово учителя:


Все вы знакомы с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой души»,- так отозвался о творчестве писателя М. Горький.

Я думаю, читая произведение Бунина «Тёмные аллеи», и вы не остались равнодушными.

РЕБЯТА, понравилось вам произведение?


Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ?



4 этап. Усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала.


Задачи: Выявление умений и навыков частичного идейно-композиционного анализа эпизода, стихотворения. Добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления материала, выработать соответствующие умения и навыки при сравнительном анализе.


К какому жанру относится это произведение писателя?

Докажите своё мнение.


Новелла – небольшая повесть, рассказ.


Каков сюжет этого произведения?


экспозиция –

завязка –

развитие действия –

кульминация –

развязка –



Вы знаете, что ничто в этом мире не рождается на пустом месте.

Так и в литературе: создавая произведения, авторы опираются на предшественников,

то есть литературные традиции.



А что в литературе может быть традиционным?


ОТВЕТ: тема, сюжет, мотив, способ создания характера и др.



Какие традиции русской классической литературы 19 века

нашли своё воплощение в новелле Бунина?




В каких ещё произведениях русской классической литературы мы встречали подобные традиции?




Сегодня на уроке, последовательно сопоставляя новеллу И. Бунина «Тёмные аллеи» с произведениями Николая Платоновича Огарёва, И.С. Тургенева, Ф. Достоевского, мы попытаемся выделить общие для русской литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина"



РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ

Н. Огарёва «Обыкновенная повесть».



Какова история создания новеллы «Тёмные аллеи»?


Замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть».

Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением.

23 февраля 1944 года Бунин в письме к Теффи писал: «Вся эта книга называется по первому рассказу – «Тёмные аллеи», в котором героиня напоминает своему возлюбленному

, как когда – то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её тёмных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».


Мы видим, как одно произведение в литературе порождает другое.



Рассказ об Огарёве.


Чтение стиха «Обыкновенная повесть».





СЛОВО УЧИТЕЛЯ.



Мы видим, что стихотворение Огарёва плавно вплетается в содержание бунинской новеллы. Как хороши и молоды были когда – то герои «Тёмных аллей» и «Обыкновенной повести».

Общая тема первой любви звучит в эти произведениях.



А какое сходство наблюдается в сюжетах этих произведений?


ОТВЕТ: в основе обыкновенная история о первой любви, которая, как правило, заканчивается разлукой.

Недаром стихотворение так и называется – «Обыкновенная повесть».


БЕСЕДА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ.



*** Есть ли общий мотив в произведениях Бунина и Огарёва?


ОТВЕТ: Встреча после долгой разлуки.



*** Одинаково ли себя ощущают герои Огарёва и Бунина?

В чём вы видите разницу?


ОТВЕТ: в стихах Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь идёт так, как должна идти, и человек не волен внести в неё какие – то перемены.

А Бунина и через много лет волнует встреча, миг счастья не забыт.



Что сближает эти произведения?



Сближает мотив социального различия в любви. Для 19 века эта проблема была злободневной

Огарёв обращает внимание читателя:»Я в свете их встретил потом»

Позиция автора выражена в финале стихотворения: как люди могут быть хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит авторское удивление Но ведь это люди светские. Для них любовь – лишь один из моментов жизни.


Та же мысль звучит и в новелле Бунина – это образ Николая Алексеевича

А вот Надежда – из другой социальной среды. Для простой крестьянки любовь – светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла это чувство через всю жизнь, оставаясь верной своему избраннику.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сказка как средство формирования нравственных качеств дошкольников"



.


Работа с повестью И.С. Тургенева «Ася».



Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов.



В чём различия в будущей судьбе героев Тургенева и Бунина?




О дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, можем лишь предполагать.

Бунин оригинален в том, что случайная встреча героев состоялась через тридцать лет. Мы видим, что первое чувство не забыто. Благодаря такому сюжетному ходу мы узнаём о том, как сложилась судьба бунинских героев.


Анализ эпизода рассказа Бунина «Тёмные аллеи».


Что сближает эти произведения?


Сближает эти произведения мотив несчастной любви.

Отказавшись от любви герои не находят личного счастья.

Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

Ася –незаконная дочь барина – аристократа и крепостной крестьянки.

Влюбившись в девушку, господин – Н – терзается от того, что

не может решиться на ответственный шаг: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!»


В финале бунинской новеллы мы видим подобную мысль:

«Что , если бы я не бросил её? Какой вздор……………»



В чём общий мотив произведений?

(Возвышенность и поэтичность первой любви).





Как воплощает этот мотив каждый из авторов?


Каждый из авторов воплощает этот мотив по – своему.

У Тургенева любовь дарит человеку крылья, поднимает его над миром .Но, как правило, самое сильное чувство бывает в юности, когда человек

не умеет ещё любить, слишком беспечно относится к этому дару.


По Бунину, человек живёт в привычном круге обыденности. Лишь изредка улыбнётся ему счастье.






Какие средства используют авторы для

передачи душевного состояния героев?




Оба автора используют ПРИЁМ ПЕЙЗАЖА

Счастлив господин – Н — прекрасная природа, романтическая

и таинственная, окружает его.

Через всю реку тянется лунный столб – поэтический образ.

Этот мотив традиционен для русской литературы.

Луна, лунный свет предвещают разлуку, это знак несчастной

любви.


По – особому звучит мотив у Бунина.

«Низкое солнце жёлто светило на пустые поля» .

Эпитет- «жёлто» как бы подчёркивает одиночество и

пустоту в душе героя новеллы.



Анализ эпизода новеллы Бунина « Тёмные аллеи




6 этап. Вывод.


Задачи: Установление осознанности учащимися связи отношений между фактами биографии Бунина и его новеллой о любви, формирование у учащихся самостоятельных выводов.



7 этап. Подведение итогов.


Задачи: Проанализировать работу учащихся на уроке, отметить и оценить лучшие выступления



8 этап. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Свежие документы:  Интеллектуально-познавательная игра "ЗНАТОКИ РОДНОГО КРАЯ" 5-6 класс


Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: Прочитать одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать письменную интерпретацию в любом жанре.





9этап. Заключительное слово учителя


Главной задачей урока было рассмотрение любовной истории двух героев. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, писатель все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла.





















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: