Конспект урока по Литературе «Мотивы смерти и любви в рассказе Б. А. Пильняка «Без названия»» 11 класс


Конспект урока литературы в 11 классе

Мотивы смерти и любви в рассказе Б. А. Пильняка «Без названия»

Цель урока: выяснить, можно ли сохранить чувство любви после совершения преступления.

Задачи:

  1. Научиться анализировать текст, развивая при этом ассоциативное мышление и выявляя причинно — следственные связи в сюжете;

  2. Научиться проводить параллели с другими художественными произведениями и аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

-Сегодня мы с вами поговорим о мотивах смерти и любви в рассказе Б. А. Пильняка «Без названия», выясним, совместимы ли такие понятия, как «любовь» и «насилие, смерть». Слайд №1.

Пожалуйста, посмотрите на экран и запишите эпиграф к уроку.

А теперь взгляните на фотографию Пильняка. ( Слайд №2) Как вы считаете, каким характером он обладал?

А сейчас давайте проверим, как вы справились с домашним заданием (нужно было прочитать рассказ, подчеркнуть ключевые фразы, поразмышлять над именами собственными и пересказать фабулу).

Пожалуйста, перескажите фабулу.

-Спасибо. Итак, в рассказе молодые люди, которые, возможно, испытывают чувства друг к другу, совершают убийство. Пожалуйста, запишите несколько ассоциаций к слову «любовь» и слову «убийство». Слайд № 3.

-Спасибо. Молодцы. Мы вернемся к нашим ассоциациям чуть позже, а сейчас давайте прочитаем кульминационную сцену (это сцена убийства).

-Какие чувства вызвала у вас эта сцена?

-С помощью каких деталей автору удается передать ужас происходящего? Каких частей речи больше в тексте?

Казалось бы, эмоций нет, только действия. Перед нами хладнокровный убийца? Нет, он мечется (вернулся, толкнул, обыскал не сразу).

-Какую роль играет пейзаж? Слайд № 4.

Лето. «Лес пахнул медами июня» — какие ассоциации возникают? Это мог быть медовый месяц влюбленных, но кричит филин, предвещая беду.

-В конце абзаца найдите эпитеты, передающие цветовую гамму пейзажа.

«Блеклые звезды», «пепельное небо». Что-то сгорело. От чего остался пепел?

-А теперь пейзаж спустя 20 лет. По странному закону природы, повелевающему убийце прийти на место преступления, герой возвращается к осине, возле которой случилось непоправимое. Зачитайте яркие фрагменты.

-Какого цвета кровь у каракатицы?

Жуткая картина: осень, сумерки, дождь, грязь, каракатичная кровь. Все провалилось во мрак.

-Как вы понимаете выражение «иудины виселицы»? Слайд № 5

Почему в тексте часто повторяется слово «Иуда» в различных интерпретациях? Найдите и запишите эти словосочетания в тетрадь.

Иуда- предатель, а тема предательства проходит через весь рассказ. Кто же Иуда?

Обратимся к значениям имен главного героя. Слайд № 6.

-Зачем он «несет копье»? Мотив убийства объясним ( устранить «гадину»), но оправдано ли оно и может ли любящий человек убивать?

-Вернемся к вашим ассоциациям, они несовместимы, правда?

Нельзя любить одного и ненавидеть других.

-Герой любит?

Да, это первое чувство. Обратите на описание девушки и чувства («любовь, белая, как ландыш», «белое платье»). Белый цвет — символ чистоты и непорочности.

-Почему молодым людям не суждено быть вместе?

Они предали любовь. Андрей — Кондратий убил ее.

-Он убил любовь к конкретной девушке или способность любить вообще?

-Почему у героини нет имени?

-Что стало с ними дальше? По каким деталям можно догадаться об этом?

Центр Москвы, здание ЦИКа со знаменем. Слайд № 7.

-Какова позиция автора? Можно ли убивать ради идеи? Найдите в тексте тезис.

-В каких еще художественных произведениях мы встречаем такую же авторскую позицию?

-Почему рассказ не имеет названия?

Домашнее задание: написать сочинение — рассуждение на тему: почему рассказ Б. А. Пильняка называется «Без названия»?









Свежие документы:  Сочинение на тему: "Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: