Конспект урока по литературе «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»»


Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка


Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

  1. Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.


Оборудование:

  1. Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова


Структура урока

I. Орг. момент

II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

IV. Проверка домашнего задания

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V. Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI. Физминутка

VII. Работа с текстом

  1. Чтение по цепочке

  2. Выборочное чтение

  3. Работа с картиной «Крестьянка»

  4. Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

VIII. Творческая работа учащихся

IX. Домашнее задание

X. Итог урока

XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова


Ход урока


I. Орг. момент

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».


II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.


III. Чтение учащимися стихов

— Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.


IV. Проверка домашнего задания

  1. Беседа

— В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

— Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.


2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

— Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3. Вывод

— К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

— Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

— Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

— Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

  1. Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.


  1. Словарная работа

(запись в тетради)

  1. Убогая – бедная

  2. Будни – трудовые дни

  3. Нужда – нищета

  4. Воздаяние – награда

  5. Не сробеет – не испугается

  6. Хата – дом


  1. Чтение учителем поэмы

— О ком это стихотворение?

— Правильно, о крестьянке.


VI. Физминутка

VII. Работа с текстом


  1. Чтение «по цепочке»


  1. Выборочное чтение

  • С кем сравнивает поэт русскую женщину?

  • Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

  • Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

— Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

— Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

— Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

  • Как отдыхает (6, 7 столбик)

  • Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

  • Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

  • Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

— Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

  1. Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

  1. Чтение поэмы учениками

VIII. Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.


X. Итог урока

  • Поэт убежден, что счастье народа в труде.

— В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.


XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тропа Насти" (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: