Конспект урока по Литературе «Н. В. Гоголь « Заколдованное место»»


Н. В. Гоголь « Заколдованное место».

(Комическое и трагическое в повести)

Цель: Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического , трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. Развитие культуры речи, обогащение лексики.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя , иллюстрации М.Клодта.

Записи на доске.

Гипербола-образное выражение содержащее преувеличение размера силы

Гротеск- изображение чего- либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Ход

  1. На прошлом уроке мы обращались к словарю , составленному Н.В. Гоголем. Вернемся к некоторым из них.

( На доске группы слов). Нужно найти «лишнее» и обосновать ответ.(Это было домашнее задание)

  1. Галушка , кухоль, сировец.

  2. Цыбуля, кавул, дерн.

  3. Гумно, левада, курень

  4. Сопилка, рожок, жупан.

(Обоснование идет через текст)

Как вы думаете, почему Гоголь использовал так много малороссийских слов? (Они помогают передать жизнь, лексику жителей Малороссии, любовь к местным обычаям.









-2-

II. Беседа по содержанию повести :

— кто является рассказчиком в повести?

Дьячок

— По каким приметам узнаем, что история , поведанная дьячком, случилась в прошлом?

— Чем запомнился рассказчику дед?

Дед был интересный, общительный, гостей любил, танцевал хорошо, веселый, говорливый, любил послушать байки от проезжих.

— Что в воспоминаниях выглядит как реальное событие , а что как фантастическая история?

Описание жизни деда – это реальное, а фрагменты о поисках клада-фантастика.

— Сколько раз попадал дед на « загадочное место»? Что случилось в первый и во второй раз? Почему это место так притягивало?

(Дед попадал три раза)

Пересказ 1,2 ученика, фрагментов повести

-3-

Ребята, есть много легенд и быличек , родственных сюжету « Заколдованного места». Вот послушайте одну из них ( Подготовленный ученик пересказывает « Золотую курушку»)

III.Выразительное чтение фрагмента « Третья ночь поиска клада» )стр. 158-161).

Беседа по содержанию.

— Что общего у фрагмента и былички?

-Как использовал Гоголь в фрагменте гиперболу и гротеск?

-Страшно ли было читать и слушать историю деда?

— В какой момент Гоголь возвращает нас к реальности и мы начинаем смеяться над кладоискателем( ( Ему достался котел с мусором вместо клада).





-4-

Подводим итоги урока.

Викторина-игра по содержанию

  1. Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих)

  2. Что случилось однажды , как он пошел плясать?( На одном месте руки-ноги слушаться отказывались).

  3. Где горела свечка? ( На кладбище , это верный знак , что припрятан клад).

  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? ( Ударил в сердцах заступом по « Заколдованному месту» , где не плясалось).

  5. Что росло на заколдованном месте? ( Ничего доброго там не росло: «Арбуз -не арбуз, тыква — не тыква , черт знает что такое!»)

IV. Д./з Прочитать « Пропавшую грамоту».







Свежие документы:  Сочинение на тему «Концепт «современности» и категория времени в «советской» и «несоветской» поэзии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: