Конспект урока по литературе на тему « Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»




  1. Чепурко Марина Владимировна

  2. Учитель русского языка и литературы

  3. БОУ г. Омска «СОШ № 36»

Тема « Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»

Цели урока:

  1. Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся; воспитание уважения к ценностям демократического общества;

  2. Формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности за свой выбор в современной действительности, за умение отстаивать активную жизненную позицию;

  3. Развитие навыков анализа поэтического текста;

Оборудование: Мультимедийный проектор для показа презентаций;

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А.Ахматова. 1961 г.

I Слово учителя:

Одной из центральных тем в современной литературе является тема «исторической памяти», тема репрессий.

Какие произведения и каких авторов вы можете назвать?

Проанализировав поэму, попытаемся ответить на вопросы:

— А нужно ли писать о репрессиях? Необходимо ли помнить прошлое? Не разрушит ли знание прошлого те нравственные ценности и ориентиры, которые сложились у каждого человека?

II Презентации, подготовленные группами учащихся.

  1. А.А.Ахматова – поэтесса начала XX века

  2. Эпоха 1930 – 1940 годов в истории страны.

Полярные годы: начало коллективизации, создание колхозов, великие стройки по всей стране, годы самоотверженного труда и период репрессий, борьба за власть наверху.

— Как история нашла отражение в поэме?

Личное горе и смятение, тоска и боль смешиваются в поэме с более широкой темой – темой беды народа, темой трагедии, вобравшей в себя миллионы судеб людей. По словам А.А.Ахматовой, её «судьба – судьба страны, судьба народа».

— Поэма называется «Реквием». Каково лексическое значение слова?

( 1. Католическое богослужение. 2. Траурное музыкальное произведение.)

— Скорбь по невинно погибшим людям, дань памяти миллионам жертв репрессий. Послушайте, как звучит «Реквием» композитора В.А. Моцарта. Соответствует ли музыка тому душевному состоянию, которое стало следствием чтения поэмы.

Катарсис – духовное очищение через эмоциональное потрясение. Человек приходит к выводу, что жизнь – это не просто бытовое существование, а это закон вечности.

— Какова композиция поэмы, как построена? В какой последовательности расположены главы?

III Работа над анализом текста.

— Выразительное чтение отрывка «Апокалипсис»

— Почему для описания событий поэтесса выбирает библейский масштаб? К кому отсылают слова «каторжные норы», есть ли разница в судьбах декабристов и репрессированных? Какие изобразительно-выразительные средства передают невыносимое горе, боль, страдание?

Глава «Вступление»

— Какими художественными средствами создает поэтесса картину и события жизни Ленинграда в трагические годы. (Мотивы УНТ, «желтый месяц», «звезда смерти», крест – тюрьма и символ нации)

— Какие детали воссоздают картину трагедии?

Глава «Приговор»

Мотив окаменелости повторяется в поэме.

— В каких значениях употребляется слово «каменный»? Ср. «и упало каменное слово», «надо, чтоб душа окаменела», «окаменелое страдание», «ученик любимый каменел».

Завещание лирической героини.

Главы «К смерти»

— Почему так названа эта часть? Биографическая справка.(Презентация)

Глава «Распятие»

— Какая связь между Богоматерью и лирической героиней? Почему туда, где мать стояла, «так никто взглянуть и не посмел»?

IV Итоговый вопрос, выводы

— Зачем нужно помнить прошлое? Что необходимо иметь каждому человеку, чтобы отстоять внутреннюю свободу, не сломаться под гнетом времени и обстоятельств?

Подводим к выводу, словам Д.С.Лихачева: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».


Литература:

  1. Цивьян Т.В. К проблеме дешифровки «Поэмы без героя».

  2. Кузнецов Ю. «Мир мой неуютный» Книжное обозрение. 1987 № 40

  3. Эйхенбаум Б.М. Из неопубликованного об А.Ахматовой. Л. 1991

  4. Цикл песен о восстании стрельцов. Русская историческая песня. Л. 1987

  5. Симченко О.В. «Тема памяти в творчестве А.Ахматовой» Известия 1995

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Валентин Берестов «Хитрые грибы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: