Конспект урока по Литературе «Наставникам, хранящим юность нашу…» (по рассказу Юрия Бондарева «Простите нас») 7 класс



МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» го Саранск










Урок внеклассного чтения в 7 классе

«Наставникам, хранящим юность нашу…»

(по рассказу Юрия Бондарева «Простите нас»)
















Подготовила

учитель русского языка и литературы

Орлова Людмила Анатольевна












Саранск 2010


Тема: «Наставникам, хранящим юность нашу».


Цели: ввести в круг чтения учеников произведения о школе, учителях;

формировать навыки анализа художественного текста с выявлением мотивов поведения героя;

содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности, формированию нравственных ориентиров;

продолжить работу над созданием эйдос-конспекта на основе анализа текста.

Оборудование: портрет Ю.Бондарева, фрагменты текста рассказа.


Оформление доски: Тема –

Эпиграф: Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим. (А.Пушкин)


Ход урока.


Вступительное слово.

Ребята, во вступлении к нашему уроку я хочу сказать о времени. О быстротекущем времени. Оно летит, заставляя нас успевать, приноравливаться. Поверьте мне – с каждым годом оно летит все быстрее и быстрее. И когда-нибудь человек испытывает потребность сбавить шаг, остановиться. И оглянуться. И спросить себя: куда путь держу? Не сбился ли с пути? Следую я тем ориентирам, к которым направляли меня мои наставники?

— Как вы понимаете слово наставник? Кто может быть наставником для человека?

(Родитель, учитель, любой человек, направляющий, наставляющий на жизненном пути.)


Наш урок сегодня по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас» (Запись темы)

Эпиграфом к уроку взяты слова Пушкина (чтение учеником) недаром. Когда-то Пушкин обращался к директору лицея, учителю и наставнику лицеистов Энгельгардту с такими словами (записано на боковой доске): «Приятно мне думать, что, увидя в книге Ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, обязанных Вам счастливейшими годами жизни их, Вы скажете: «В Лицее не было неблагодарных».


— А мы с вами всегда ли благодарны? Всегда ли вы благодарны тем, кто учит вас, наставляет, воспитывает, вкладывает в вас душу – своим наставникам – школьным учителям? Об этом задумываешься, когда читаешь рассказ Бондарева «Простите нас».


Беседа по рассказу.

  1. Текст рассказа прочитан нами заранее, у вас на столах фрагменты, вторая его часть. В ходе работы вы можете строить цепочку из слов анализа произведения или из слов текста, т.е. составлять оборотную сторону ЭК.


  1. Представьте главного героя.

(Павел Георгиевич Сафонов — инженер-конструктор большого завода, известный, уважаемый человек, привыкший к своей известности и славе.


  1. Как оказался этот преуспевающий человек, столичный житель, в безвестном маленьком степном городке?

(Это был город его детства, в котором не осталось его

родственников. Но ехал сюда Сафонов не специально, возвращаясь из южного санатория, он проезжал мимо этого провинциального городка)

Текст: «И вдруг…


  1. С кем прежде всего связаны воспоминания Павла о городе детства? Витька – первая мальчишеская преданность, Вера – первая любовь.


  1. Воспоминания детства ведут Павла по старым адресам. Встретился ли он со своими друзьями?


  1. А с кем встречается Павел? Вспоминал ли он о своей учительнице?

(Он вспомнил о ней случайно, увидев так же внезапно силуэт своей школы)

Текст: «внезапно в проеме…»


  1. Какие чувства охватывают Павла?

(Радость воспоминания, узнавания, чувство восторга перед прошлым беззаботным временем)


  1. И только тут вспоминает о своей учительнице.

Текст: «Здесь жила Мария Петровна…блестящее математическое будущее».


  1. С каким чувством идет Павел к учительнице?

СЛОВА: осторожно, сдерживая дыхание


  1. Какой увидел Павел сою учительницу? Деталь: только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены. Что значит здесь слово «знакомо»? Оно возвращает нашего героя обратно в пору юности, переносит его во времени.

СЛОВО: знакомо


  1. Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследите по тексту.

СЛОВА: настороженность, неверие, испуганно

Откуда эта настороженность? Мы ответим на этот вопрос позже, а пока

посмотрим, какие чувства владеют Павлом Георгиевичем при этой встрече?

(Он обрадован и в то же время робеет, смущается, чувствуя себя вновь школьником.

Текст: «Он хотел пожать руку….матери»

СЛОВА: как матери


  1. Почему такое сравнение видим мы?


  1. Какие чувства испытывает Павел, оставшись один в комнате учителя?

(Обстановка прежняя вновь переносит его в юношеские годы, однако он ощущает, что «пропасть времени…»

СЛОВА: пропасть времени между Пашкой и Павлом Георгиевичем


  1. Давайте перечитаем диалог в самом начале разговора. Учитель помнит каждый успех и каждую шалость, воспоминания объединяют, сближают.


  1. Когда разговор заходит о прежних друзьях, узнаем…(что многие стали большими людьми, а учитель помнит их и следит за их судьбами)



  1. Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли ее, М.П. отвечает уклончиво и все время переводит разговор на другое?

(Оказывается, к ней заходит только один ученик их выпуска)

Текст: «Ко мне часто …»


  1. Что говорит об этом Сафонов? Ответ М.П ?


  1. Какие чувства владеют П.Г. в этот момент?

СЛОВА: не по себе, двойной смысл?


  1. Какой двойной смысл можно рассмотреть в словах учителя?

(Первый – буквальный: подтверждающий ответ самого Павла. Второй – гораздо глубже. Сафонову стало стыдно за себя и своих успешных одноклассников.)

СЛОВА: очень плохо не помнить школьных товарищей,

Очень плохо – забыть тех, кто учил и воспитывал тебя.


  1. О чем напоминают слова «очень плохо»? (О школьной отметке)


  1. Какую оценку получает ученик Сафонов от своей школьной учительницы? Очень плохо – за что? Дополним запись в тетради.



  1. Очень плохо – быть беспамятным и неблагодарным за добро, полученное тобой когда-то тобой.


  1. Какой эпизод добавляет чувство смущения и стыда в душу Сафонова?

(Видит у учителя свою книгу по самолетостроению и свой портрет, вырезанный из газеты, и вспоминает о телеграмме учительницы, на которую он так и не ответил).

Текст «Он так же поспешно…»

СЛОВА: охваченный стыдом и ненавистью


  1. Почему он испытывает такие чувства?

(Понимает вдруг, что М.П. не только помнит своих учеников, но и постоянно следит за их судьбами, интересуется успехами, гордится ими).


  1. Сафонов в начале разговора находился в необычайно приподнятом настроении. Как оно меняется сейчас? Почему?

(Теперь он испытывает стыд, непроходящее ощущение вины. Ему стыдно за себя и благополучных своих одноклассников, оказавшихся неблагодарными, забывшими, кому они в немалой степени обязаны своими успехами в жизни.

СЛОВА: непроходящее ощущение вины.

Лично у него не нашлось времени и желания за свою немалую жизнь вспомнить тех, кто взрастил его талант, наставлял на правильный жизненный путь.


  1. И вновь учитель дает напутствие своему ученику.

Текст: «Какой гость был у меня! …счастлив»

Этими словами она укрепляет его на верно выбранном пути, не произносит ни слова укора.


  1. А в чем все-таки можно видеть укор?


  1. Текст: «Они простились

Одинокая фигура учительницы, выделяющаяся на фоне света, и есть укор. Немой укор действует сильнее упреков в неблагодарности.


  1. Оттого совсем другой оказалась дорога до Москвы

Текст: «Всю дорогу…»

СЛОВА: жгучий, невыносимый стыд. (Ощущение неоплаченного долга , вины перед учителем, перед друзьями юности.


  1. Что же явилось высшей точкой этой встречи? ПРОСТИТЕ НАС


  1. Что мы видим за этими словами?

(Озарение, способность к раскаянию. Возвращение к прежнему себе, не испорченному неблагодарностью, неспособному к черствости и равнодушию) – ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ


Работа с ЭК (оборотная сторона)

1 Итак, мы проследили эволюцию героя (у нас есть цепочка ключевых слов или фраз), теперь выразите, пожалуйста, собственные мысли, на основе этой цепочки составьте рассуждение-вывод. Какую пользу из преподанного урока извлекает герой и все мы?

2 Работа 5 минут.

3 Представление 5 минут


Итог. Заключительное слово учителя

Ребята, как иначе мы можем назвать наш урок? Учителю посвящается.

Давайте еще раз перечитаем Пушкина. Эпиграф.

Желаю вам не забывать, а главное – ценить своих наставников, уметь «воздавать за благо». Пусть среди вас так же не будет неблагодарных.


Домашнее задание.

За работу на уроке вы все получите оценки, а дома составите лицевую сторону эйдоса.




5


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тоталитарный режим 30х годов в СССР и его отражение в литературе 20 века" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: