Конспект урока по Литературе «Не забыть, что мы люди» 11 класс


Урок помогает познать духовный мир В.Астафьева; высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы; владеть монологической речью; развивать воображение и аналитическое мышление; развивать природные способности; способствовать воспитанию любви к родине, природе, людям; создать ситуацию успеха для каждого.



Урок-вернисаж в 11 классе: «Не забыть, что мы люди» (по произведениям В. Астафьева)



До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
Н. Рубцов

Цели урока: познать духовный мир В.Астафьева; высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы; владеть монологической речью; развивать воображение и аналитическое мышление; развивать природные способности; способствовать воспитанию любви к родине, природе, людям; создать ситуацию успеха для каждого.

Оборудование: доска с записью темы урока. Портрет В.Астафьева .Памятка для каждого учащегося о содержании урока. Картины, лепка, выполненные самими ребятами. Компьютер, слайды, запись песни «Домик окнами в сад».

Словарь: затесь — стес, зарубка, сделанная на дереве топором или другим острым предметом, вернисаж— торжественное открытие выставки.

Проблемные вопросы: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа:» В.Астафьев. А можем ли мы ответить, что же так тревожит писателя? Какие зарубки оставили в нашей душе его миниатюры?

Ход урока

Учитель: В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый всплеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Человек стал человеком: Но все ли понимают эту музыку жизни, всех ли можно назвать людьми в высшем смысле этого слова?»

И сегодня мы с вами попытаемся разобраться в этом, познакомившись с поэтическими миниатюрами нашего замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева, вошедших в сборник «Затеси» (затесь-стес, зарубка, сделанная на дереве топором или другим острым предметом). Какие же зарубки сделал для нас В.Астафьев? Это нам и предстоит сегодня узнать на уроке-вернисаже под названием «Не забыть, что мы люди». Девизом могут служить слова Н.Рубцова.(Обращение к доске). Все экспонаты выставки выполнены самими учащимися. А ознакомят нас с ними юные искусствоведы. (Раздать «памятки» по уроку).

Корреспондент (подходя к первой картине): Какой красивый собор! Чем же примечателен он?

1-й искусствовед: Это работа по миниатюре «Чтобы боль каждого:». (Рассказывает о соборе).

Корреспондент: А что за плита перед входом? На ней что-то написано.

Свежие документы:  Тест (вид текущей проверки) I вариант 4 Класс

1-й искусствовед рассказывает, что это за плита и зачитывает завет творца: » Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его..».

Корреспондент (залу):

1) О чем же говорит «Мудрая печаль нетленных слов»? (Ответ учащихся);

2) А способны ли мы чувствовать боль другого человека? (Учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни).

Корреспондент: И вот чья-то боль становится твоей болью. В такие минуты чувствуешь, что мы, люди, и в самом деле едины в этом поднебесном мире. Об этом писал и Игорь Северянин.

(Учащийся читает стих. «Поэзия сострадания»):

Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери — дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.
И обнадежив безнадежность
Все возлюбя и все простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!
И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля:
Жалейте каждого больного,
Ему сочувственно внемля.

Корреспондент: А теперь обратим внимание на эти две картины. Как будто один и тот же пейзаж. Но какой резкий контраст! О чем хотел сказать художник?

Искусствовед: Все экспозиции выполнены по рассказу «Хвостик». Посмотрите на первую картину. Чудесный пейзаж! Так и манит своей свежестью. Не то что вот на этой картине: все ободрано, заплевано, обожжено. А ведь это один и тот же остров. И таким его сделали люди.

Корреспондент (залу): какие чувства вы испытываете, глядя на это творение рук человеческих? Знакома вам эта картина?

(Рассуждения учащихся)

В Японии с детства детям говорят, что страна у них по размерам небольшая и поэтому надо беречь каждый метр земли. У нас же поется : «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Так если много — значит ли это, что ее не надо беречь? (Рассказывает о Байкале, об отдыхающих, после которых остаются нечистоты и горы мусора). Показ слайдов.

2-й искусствовед: Мне так и хочется сказать словами Н.Рубцова:

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

Учащийся: Но ведь не все люди так варварски относятся к нашей природе. Я знаю другой рассказ В.Астафьева «Костер возле речки». (Рассказывает о нем).

Свежие документы:  Урок литературного чтения в 4 классе. "А.И.Куприн «Слон» (Непонятная болезнь)"

Корреспондент: Так все-таки что же нужно, чтобы люди научились беречь природу?

(Ответы учащихся, возникнет мысль о воспитании этого с детства)

Корреспондент: Да, и это очень важно. Вот как раз на следующей картине мы видим мальчика. Он, кажется, над чем-то смеется.

2-й искусствовед: Это работа выполнена также над рассказом «Хвостик».

(Учащийся зачитывает эпизод из рассказа)

Вот над этим жалким хвостиком и смеется мальчик. Но разве это смешно? Разве над этим можно смеяться?

Корреспондент: Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкоостый хвостик. Но что является самым страшным для В.Астафьева в этой истории?

(Рассуждения учащихся)

Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому.

Относиться с любовью ко всему живому на земле — наша святая обязанность. Родина-мать, природа-мать и просто мать:мама:

Обратите внимание на эту скульптуру. Кто здесь изображен?

3-й искусствовед: Скульптура выполнена по миниатюре «Записка». (Рассказывает)

Корреспондент: Посмотрите, как бежит этот человек, как до жути поникла мать. Разве не жгут его ее глаза? О чем она думает сейчас? Каким словом можно назвать этого «сынка», чего он достоин? Чем обжигает нас эта история?

(Рассуждения учащихся)

Корреспондент: Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню?

(ответы учащихся)

Да, верно, никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.

(Рассуждения учащихся, примеры из жизни. Чтение собственных стихов о маме)

Корреспондент (на фоне музыки): Мама: закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда ты уже взрослый, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. В Астафьев писал: «Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы — оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие — он пережил свою мать:»

Свежие документы:  Тест по повести М. Горького «Детство» для 7 класса

(Звучит песня «Домик окнами в сад»)

Мы возвращаемся на круги своя: бз веры, без любви, без духовного начала, без осознания, для чего живет и как живет, человек «истончает » себя, теряет в себе живое, приговаривая себя к духовной смерти.

Обратимся к последнему экспонату выставки. (Аппликация «Береза»). Наверно, какой-то символ несет в себе эта березка?

4-й экскурсовод: Эта работа выполнена по рассказу «Падение листа». Это дерево и человек — по сути одно и то же. Как родился этот рассказ?

(Читает текст). Можно под музыку.

Большая мудрость в том рассказе. Так как же мы живем?

(рассуждения учащихся)

Учитель: В суете повседневной обыденности мы почти не задумываемся над тем, зачем мы живем на этой Земле, чего мы хотим и что нам нужно для счастья. А ведь мы живем на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее, дарить окружающему миру искорки своей души. Но как часто мы забываем об этом!

Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя. Это значит обречь себя на одиночество, думая лишь о себе. А это такое удивительное счастье — жить на свете. Счастье — просыпаясь утром, вновь видеть это небо, это солнце. И вновь гореть желанием сделать хоть что-нибудь, чтобы кому-то где-то на Земле стало светлее. Хотя бы просто улыбнуться или пожелать кому-то счастья.

И разве не об этом писал Астафьев, человек удивительной души?

Какие же зарубки сегодня оставил в вас наш урок? Об этом напишите в своих мини-сочинениях.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: