Конспект урока по Литературе «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 вв.» 9 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 9 классе

«Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 вв.»


Цели урока:

— сопоставить стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина о назначении поэта и поэзии («Я знак бессмертия себе воздвигнул» Ломоносова М.В., «Памятник» Г.Р. Державина);

— определить развитие темы поэта и поэзии в творчестве великих авторов; найти различия и сходства в содержании и форме произведений;

— подготовить учащихся к восприятию стихотворения А.С. Пушкина «Памятник».

Задачи: закрепление навыков сопоставительного анализа произведений; обучение систематизации материала, обобщению; обогащение словарного запаса учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение.

Формы и методы работы: элементы работы с лекционным материалом, выразительное чтение, исследовательская работа, групповая работа при анализе стихотворений.

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, карточки – информаторы (изобразительно – выразительные средства), сборники стихотворений, раздаточный материал – листы, содержащие два текста для сопоставления стихотворений, эпиграф к уроку:

Ты прав, Певец: ты будешь жить;

Ты памятник воздвигнул вечный:

Его не могут сокрушить

Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев «Державин»

Ход урока.


  1. Слово учителя с элементами лекционного материала. Слайд 1

Тема поэта и поэзии сквозная в русской и зарубежной литературе. Она является одной из традиционных тем творчества различных поэтов. Зачем живёт поэт? Как воспринимается его труд современниками и как будут к его творчеству относиться потомки? Что важно для поэта? Как поэт своим творчеством может изменить окружающую действительность? Над этими вопросами задумывалось не одно поколение творческих людей. Слайд 2

Запись эпиграфа к уроку. Слайд 3 Даже в античной литературе можно встретить монолог поэта о самом себе. Гораций Флакк Квинт (65-68 г.г до н.э.) — великий римский поэт. Слайд 4

Его ода «К Мельпомене» стала предметом внимания многих русских поэтов 18-19 века: А.С. Пушкина, А.А Фета, В.Я. Брюсова. Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии. Слайд 5

Главная мысль оды – поэт получает бессмертие благодаря таланту, художественному совершенству своих произведений. Основные её вопросы – процесс творчества, смысл его и цель, взаимосвязь поэта с читателем, обществом, властью, с собой.


Слайд 6. Сегодня мы обратимся к переводу оды Горация «К Мельпомене» М.В. Ломоносовым и Г.Р. Державиным. Мы сопоставим тексты двух стихотворений, проследим, как развивается тема поэта и поэзии в произведениях, какова позиция авторов в понимании темы поэта и поэзии. Слайд 7


  1. Чтение переложения оды Горация «К Мельпомене» М.В. Ломоносова «Я зрак бессмертия себе воздвигнул». (1747год). Слайд 8

Определите тему и главную мысль стихотворения. (Тема – роль творчества, поэзии в жизни людей. Главная мысль произведения – творение, созданное поэтом, делает его бессмертным).


Работа с текстом стихотворения. Слайд 9

— определите размер стиха (двусложный, четырёхстопный ямб);

— какое звучание этот размер придает стихотворению? (торжественность и чеканность).

— какие лексические средства усиливают торжественность стихотворения?

(слова высокого стиля воздвигну, превыше, возрастать, препятство, отчество, слова из истории и мифологии греко – римского происхождения).

Лексическая работа – объяснение значения слов: аквилон, Авфид, стихи

эольские, Алцейская лира, Дельфийский лавр и т.д. Слайд 10

3. Работа с текстом произведения Г.Р. Державина. Слайд 11

В 1796 году к оде Горация «К Мельпомене» обращается русский поэт Г.Р. Державин. Не повторяя мысли своего античного предшественника, Державин делает вольное переложение оды. Его произведение носит название «Памятник».

Державин высказывает свою точку зрения на поэта и поэзию.


Прочитайте стихотворение Державина. Определите тему и основную мысль этого произведения. (Тема – бессмертие поэта в его произведениях, в памяти людей о творце великих произведений. Основная мысль – поэт должен «истину… с улыбкой говорить», говорить простым слогом. Слайд 12

— определите размер стиха (шестистопный ямб);

— как звучит стихотворение? (величаво и торжественно);

— определите вид рифмовки (перекрестная);

— какие лексические средства использует автор? (слова «высокого стиля» — чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.).

Лексическая работа: тлен, Рефрей, Фелица… Слайд 13



  1. Исследовательская работа по анализу произведений в группах. Слайд 14

— первая группа – изобразительно – выразительные средства в стихотворении М.В. Ломоносова;

— вторая группа – изобразительно- выразительные средства в стихотворении Г.Р. Державина.

Какова роль этих средств в раскрытии художественного своеобразия стихотворений?

Учащиеся находят слова с неполногласием, усеченные формы прилагательных, эпитеты, сравнения, гиперболы, риторические обращения, перифразы. Примеры аллитерации и ассонанса.

Над каким стихотворением сложнее работать? Почему?

(Над стихотворением М.В. Ломоносова, труднее читается и воспринимается, больше непонятных слов. Державин же использует более понятную лексику, смешивая «высокое» и «низкое»).


  1. Сопоставление произведений. Слайд 15

— Сопоставьте первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый поэт?

Ломоносов:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

(Творчество равно бессмертию. Сила поэзии выше законов природы и времени)


Державин:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид.

(Творчество равно памятнику, Сила поэзии равна законам природы и движению времени).

— С чем ещё сравнивают свое бессмертие поэты?

Ломоносов: «великий Рим» (перифраза Горация) — великое государство, владеющее миром.

Державин: «славянов род» — великий род славян бессмертен, как бессмертно и Отечество.

— Как понимают предназначение поэта М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин?

Для Ломоносова это заслуга пред читателем. А для Державина предназначение поэта шире: « истину царям с улыбкой говорить», «в сердечной простоте беседовать о боге». В этом сила поэзии для Г.Р.Державина.

— Какие черты биографий поэтов можно отметить в стихотворениях?

Ломоносов:

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи иольски.

Державин:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить.

  1. Этап рефлексии. Слайды 16,17,18

— Нашли ли в стихотворениях отражение мысли Горация?

— Чем отличаются стихотворения Ломоносова и Державина?

— Как отразилось мировоззрение поэтов разных эпох в их стихотворениях?


7. Домашнее задание. Используя полученные на уроке знания, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.


Литература:

  1. Р.А. Храмцова. Анализ поэтического текста в 5-11 классах. Москва, «Первое сентября», 2006 год.

  2. Г.И. Беленький. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы по литературе в 9 классе. Просвещение, 1996 год.

  3. Т.Ф. Курдюмова. Литература. 9 класс. Методическое пособие для учителя. Просвещение, 2004 год.

Свежие документы:  Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: