Конспект урока по Литературе «Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…» 9 класс


Тема «Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…» (образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

«Ноздрёв долго ещё не выведется из мира».

«Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек…»

Цели:

Образовательные:

продолжить работу над образами помещиков;

раскрыть особенности художественного изображения образа Ноздрёва;

раскрыть основные функции детали в создании образа.

Развивающие:

продолжить формирование умения самостоятельно работать с информацией и делать выводы;

продолжить формирование умения работать в парах; умение вести диалог, монолог;

продолжить формирование умения правильно представлять своё мнение и выслушать мнение другого.

Воспитательные:

формировать нравственные ценности личности.



Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

— Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над образами помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (слайд).

— А начнём мы наш урок с викторины «Узнай персонаж» (слайд).

Викторина: (фамилии записывают в тетрадь)

1. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…” (Манилов)

2. «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» (Коробочка)

3. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его” (Ноздрев)

4. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке… самый крепкий и на диво стаченный образ…” (Собакевич)

5. . “…маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух” (Плюшкин)

(проверяем, портреты появляются на слайде)

2. Создание проблемной ситуации.

— Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» литературоведы делят на два типа характеров (слайд):

1) полное окаменение и абсолютное отсутствие развития (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич)

2) герои «с развитием, изменяющиеся, т.е. их мертвенность не абсолютна (Плюшкин, Чичиков)

— Ребята! Что значит с развитием?(ответы учащихся)

обратимся к словарю Ожегова(слайд)

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

— Когда о человеке говорят, что он развивается? (мнения учащихся: когда он что-то делает, ведёт активный образ жизни)

Свежие документы:  Сочинение на тему "Что лучше истина или состраданье"

Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о человеке, который всё время проявляет активность, постоянно находится в движении.

— Тема нашего урока «Исторический человек» (образ Ноздрёва) – записи в тетради

3. Формулирование проблемы.

Ребята! Какое возникает противоречие? (ответы учащихся: почему Ноздрёва литературоведы относят к типу характеров « без развития»?)

Итак, проблемный вопрос нашего урока:

(слайд: портрет, почему Ноздрёв относится к типу характеров « без развития»?)

4. Версии решения проблемы.

— Как можно решить этот проблемный вопрос? (обратиться к образу Ноздрёва)

5. Актуализация имеющихся знаний.

Внимание! Работа с таблицей. Что знают о Ноздрёве?



Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Научился (ась)

Д.з. — таблица

Почему…?

Характер

Работать в паре



6. Планирование деятельности (версии учащихся: мы должны ещё раз обратиться к тексту и обратить внимание на художественные детали)

7. Поиск решения (открытие нового)

— Как это можно сделать? (свои версии)

— Мы сегодня будем работать в группах (по 4 человека) – работа с таблицей, которую начали дома

-Давайте ещё раз вспомним, что такое художественная деталь? (ответы учащихся)

(слайд):

Художественная деталь — особо значимый элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

(работа в группах, выводы)

Вывод: что можно сказать о сущности Ноздрёва?

Внешний облик не соответствовал внутреннему. Отсутствие развития — признак неживого. Всё время попадал в неприятные истории.

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Бесцельная активность, все начинания лишены цели.

Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня.

Не захотел продавать «мертвые души», предлагал купить жеребца, каурую кобылу, шарманку, заставлял Чичикова меняться; поссорился с ним из-за этого, чуть не избил Чичикова.

(просмотр фрагмента «Игра в шашки»)

-Какие качества характера удалось передать актёру?

-Итак, вернулись к проблемному вопросу:

почему же Ноздрёв – герой без развития?(его активность несёт разрушительный характер, она не имеет никакой цели, она никому не приносит пользы. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что — либо создавать, добиваться реальных результатов своей деятельности. С одинаковой легкостью Ноздрев как начинает любое свое предприятие, так и бросает его, сразу забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание.

Свежие документы:  Урок по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»

— Заполняем оставшиеся две колонки таблицы (узнал, научился)

8. Рефлексия: обращаемся к теме урока : кого в современной жизни мы называем Ноздрёвыми?(лгунов, лжецов, нахалов, хвастунов, болтунов, дебоширов, лихачей, кутил, игроков, спорщиков, нарушителей общественного порядка)

9. Д/з: глава 6, образ Плюшкина по плану в тетради.

Примечание.

Фамилия Ноздрева ассоциируется со словом ноздря, от которого образуется прилагательное ноздреватый в значении «с небольшими отверстиями, пористый». В диалектах имеется прилагательное ноздрявый – «исполненный скважин, дыр». Все это воспринимается нами в качестве намека на нравственную ущербность помещика.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: