Конспект урока по Литературе «Парадоксы любви в стихотворении В.В.Маяковского » Лиличка! Вместо письма» 11 класс


Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта

«Современные методы и приемы обучения»


Белякова Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

школа № 605 с углубленным

изучением немецкого языка

Санкт-Петербург



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ

11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ

В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»


Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»

Метод: творчески-поисковый

Цель: показать причинно-следственную связь возникновения трагических парадоксов любви на примере стихотворения

Маяковского, «погрузить» учащихся в парадоксальную ситуацию

анализа стихотворения через попытку давать ответы от лица

поэта ; способствовать становлению духовного мира

учащихся.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран

Оформление кабинета: Портреты Маяковского, Лили Брик, Осипа Брика,

автопортрет Маяковского (картина), авторские иллюстрации

учащихся к стихотворению «Лиличка! Вместо письма»

Раздаточный материал:

1. Синквейн со словом «ПАРАДОКС».

2. Мозаика ассоциаций (слово «ЛЮБОВЬ» как состояние лирического героя).

3. Логическая схема «Состояние души лирического героя»


Оформление доски:



Домашнее задание к уроку:

1.Повторить биографический материал: «Лиля Брик и В.В.Маяковский»

2. Работа с текстом стихотворения «Лиличка! Вместо письма» по вопросу:

«В чем трагичность состояния души лирического героя?»

а) Выписать в тетрадь ключевые образы, характеризующие состояние

лирического героя

б) Сделать таблицу «Состояние души лирического героя» в цитатах :

Он ( лирический герой )

Она

А) позитивное в чувствах и мыслях

лирического героя

А) позитивное в отношении

лирического героя к возлюбленной

Б) негативное в чувствах и мыслях

лирического героя

Б) негативное в отношении

лирического героя к возлюбленной


Индивидуальные задания:


  1. Выразительное чтение стихотворения с элементами театрализации

  2. Презентация с музыкальным сопровождением для чтения стихотворения.

ЭТАПЫ УРОКА.


  1. СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ.


А) Организационный момент.

На пространство (светлая стена как имитация экрана ) проецируется фотография Маяковского. Когда в кабинете включен свет, изображение становится размытым, похожим на силуэт, но при этом создается некий «эффект присутствия» поэта. Оформленная доска закрыта – тему учащиеся не видят.

Учитель: Мы начинаем урок, а за нами как будто наблюдает В.Маяковский. Эффект его присутствия сейчас искусственный – при помощи проектора и компьютера. Но нам нужен поэт живой, без «хрестоматийного глянца». Погрузиться в мир души поэта через его поэзию, вступить с ним в виртуальный диалог – наша задача. Мы сегодня обратимся к исследованию одного из интереснейших стихотворений Владимира Маяковского «Лиличка! Вместо письма». Тему урока вы сформулируете сами. И поможет нам в этом синквейн. Ваша задача – не составить синквейн, отталкиваясь от ключевого слова, а отгадать в нем ключевое слово.

Б) Синквейн (работа в группах): Учащиеся отгадывают ключевое слово синквейна. Слово «парадокс»


Учитель дает точное определение слова «парадокс» (греч. paradoxos — неожиданный, странный, нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом).

Работа с классом:

Б) Какова тема стихотворения «Лиличка! Вместо письма»?

Учащиеся предположительно отвечают следующим образом: любовь, ревность, ненависть, нежность и другие варианты ответа. Акцент обычно при прочтении учащимися стихотворения делается на чувства лирического героя.

Учитель: Теперь совместите ключевое слово синквейна ( парадокс), тему стихотворения (любовь) и предмет нашего исследования (стихотворение «Лиличка!…»). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока сами. Ученики формулируют тему урока.

Вывод: Итак, мы с вами определили тему урока. Учитель открывает доску с написанной темой урока. (см. оформление доски)

В) Работа с эпиграфами.

Учитель: Первый эпиграф уже обозначен в синквейне и помог нам в разгадывании ключевого слова ( Ю.А.Карабчиевский: «В любых проявлениях неординарной личности… Маяковского — постоянное противоречие самому себе»)

— Что вы можете сказать об авторе первой цитаты?

Учащиеся: Юрий Аркадьевич Карабчиевский ( 1938-1992) — исследователь творчества Маяковского, написавший о нем книгу «Воскресение Маяковского», поэт, прозаик, литературный критик-эссеист. В 1986 году в Париже эта книга была удостоена премии имени В. Даля. Умер, приняв летальную дозу снотворного. ( На предыдущих уроках проводился обзор данной книги о Маяковском, с версией Ю.Карабчиевского о личности Маяковского учащиеся знакомы)

Учитель беседует с классом:

— Из какого произведения взят второй эпиграф к уроку?

(Повесть «Гранатовый браслет» Куприна, слова Желткова)

— Не кажется ли вам странным, даже парадоксальным, что именно слова Желткова, обращенные к Вере Николаевне, взяты эпиграфом к уроку? Сопоставление личности поэта Маяковского и образа мыслей героя повести Куприна Желткова вызывает недоумение, не правда ли? Как слова Желткова соотносятся с темой урока? Согласны ли вы с мыслью, что лирический герой стихотворения Маяковского «Лиличка! Вместо письма» и Желтков сопоставимы?

Учитель: Есть такая пантомима у Марселя Марсо (французский актёр-мим, создатель парижской школы мимов, (1923 — 2007)) . Актер примеряет различные маски, снимает одну, надевает другую, и вдруг одна из них, самая неестественная, приходится ему настолько впору, что накрепко прирастает к лицу и никак не снимается. Он мучается, но ничего не может поделать, его усилия составляют жуткий контраст с парадным выражением, застывшим на маске-лице, и так он и умирает, со сведенными руками, с этой нелепой гримасой. Я не случайно рассказала об этом. Даже по воспоминаниям современников трудно определить духовную сущность поэта и человека Владимира Маяковского. И потому ответ надо искать в его творчестве, чтобы отличить застывшую нелепую гримасу от лица. Владимир Маяковский — личность противоречивая и трагическая. Современница поэта М.И.Цветаева утверждала: «Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов…». Ритмику его стихов Цветаева сравнивала с «физическим сердцебиением — ударами сердца застоявшегося коня или связанного человека». А в 90 годы ХХ века поэт был назван «певцом сталинской эпохи», политиком. Понять Маяковского поэта и человека, увидеть за гримасой его истинное лицо нам поможет его поэтическое слово, ведь поэт утверждал, что «каждый же период жизни имеет свою словесную формулу». Мы подошли к моменту урока, который станет отправной точкой нашего парадоксального анализа. Выдвигаем гипотезу исследования.

2.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:


Учитель: Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии поэта и человека Владимира Маяковского?

Учащиеся: Неразрешенные духовные противоречия – это предпосылка трагедии.

Учитель: Попробуем доказать данную гипотезу.

3. «ПОГРУЖЕНИЕ» В ПРОБЛЕМУ

с использованием мультимедиа технологий.

Театрализация стихотворения учащимся + презентация ( видеоряд портретов Лили Брик, Маяковского, кадров из фильмов с участием Маяковского и Лили Брик с музыкальным сопровождением)

ПРОБЛЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»

Учитель: Мы прослушали стихотворение Маяковского. Вносим элемент парадокса в урок. Под парадоксом принято понимать отклонение от истины, то есть противоречие, которое принимают за истину. Дадим право парадоксальных ответов и вопросов от лица Маяковского «ГРУППЕ ПОГРУЖЕНИЯ». Для этого выберем 2-3 учащихся. ( Учащиеся выбирают «группу погружения»).

Групповая работа:

Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом «Мозаика ассоциации».

-С какими существительными у вас ассоциируется состояние лирического героя стихотворения? Ассоциации ищите в тексте произведения.

1). Мозаика ассациаций ( работа в группах)

Учитель опрашивает по 1 человеку из каждой группы с вариантами ответов и на доске чертит схему. Работа проводится на материале стихотворения. ( Вероятно отклонение учащихся от запланированного набора слов-ассоциаций по тексту произведения. Учитель в ходе беседы должен натолкнуть учащихся на ключевые слова стихотворения, характеризующие состояние лирического героя стихотворения Маяковского.


МОЗАИКА АССОЦИАЦИЙ ( ключевые слова)

Должно получиться следующее:

Работа учителя и учащихся над значением ключевых слов «мозаики ассоциаций»

ПРИМЕЧАНИЕ: ( «мозаика ассоциаций « — авторский прием) .

Словарь.

Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники.

Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз.

Учитель: Сопоставьте слова из мозаики ассоциаций и найдите среди них кардинально противоположные. Между всеми этими словами условно мы можем поставить знак равенства. Создайте из слов «мозаики ассоциаций» ПАРАДОКС.

Ученики: Парадокс: «Любовь – это ад»

Учитель: Данный парадокс и характеризует состояние лирического героя стихотворения Маяковского. Но мы поставим знак вопроса и попробуем решить парадокс-вопрос на уроке. ( см. оформление доски)

— К какой категории состояния любви можно отнести данное стихотворение?

Есть в поэзии стихи о первой любви, о закатной любви, о запретной любви и т.д..

Ученики: Неразделенная, несчастная, сумасшедшая, запретная, грешная.

Учитель: Отталкиваясь от слова «запретная», вместе с классом составляет схему, работая над значением данного понятия.

  • Кто же запрещает такое чувство и почему?

  • На что и кому жаловаться?

  • Что приводит героя к такому парадоксальному состоянию?

Учитель: Учащиеся отвечают кратко, по регулирующим вопросам учителя.

2). Кто такая Лиля Брик?

Учитель: Лиля Брик о Маяковском: «Это было нападение, Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты — буквально. И хотя фактически мы с Осипом Максимовичем жили в разводе, я сопротивлялась поэту. Меня пугали его напористость, рост, его громада, неумная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Володя влюбился в меня сразу и навсегда». «Трагедия двух людей из „треугольника“, которых Маяковский называл своей семьей, заключалась в том, что Лиля Юрьевна любила Брика, но он не любил ее. А Владимир Владимирович любил Лилю, которая не могла любить никого, кроме Осипа Максимовича» (Г. Катанян)

3). Работа со структурно- логической схемой( авторская технология)

Учитель: Учитель работает с текстом стихотворения при помощи структурно-логической схемы «Состояние души лирического героя стихотворения»

в форме беседы с классом. В ходе беседы учащиеся также должны задавать вопросы «ГРУППЕ ПОГРУЖЕНИЯ». «Группа погружения» имеет право на парадоксальные вопросы и ответы от лица Маяковского. Данная форма работы

возможна только с сильными учащимися, способными к «погружению» в материал. Учитель корректирует ответы учащихся и класса.

Объяснение к структурно- логической схеме.

Ключевое слово – АД ( «крученыховский ад»). Вспомним толкование ключевых слов стихотворения: ад и исступление. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется из-за того, что страдает. Все происходящее закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает. Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть , а светлое жизнеутверждающее чувство. Лирический герой приходит отчаянию, отвергая покаяние как путь к очищению души, как шаг к настоящей Любви. Однако ему кажется, что он – воплощение жертвы. О жертве он кричит в отчаянии, а на деле жертва во имя любви привносит в сердце благодать. Мы становимся свидетелями духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к парадоксам. Вспомним, что под парадоксом принято понимать отклонение от истины, то есть противоречие, которое принимают за истину. Тот самый парадокс в любви мы и видим, талантливо преподнесенный поэтом Маяковским в стихотворении. В схеме показаны мытарства души лирического героя в прошлом, которое он вспоминает, в настоящем и будущем. Прошлым он соблазняется, настоящее не принимает, а в будущем надеется на возвращение возлюбленной, поэтому выстилает «нежностью ее шаг», словно заклиная вернуться. Парадокс его любви — в отклонении от понимания истинной любви, непорочной, жертвенной, в роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений, романтизации действительности. У лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий в области любви, что и приводит его к отчаянию.

Учитель показывает обложку к рукописному изданию поэмы

А.Крученых «Ад» с иллюстрациями К. Малевича













ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛАССОМ.


  1. Если герой начинает стихотворение с определения своего состояния через соспоставление: «глава в крученыховском аде», то ощущает ли он свою любовь непорочной и безгрешной?

  2. Раскаивается ли он в своем чувстве и почему?

  3. Есть ли ему в чем раскаиваться и перед кем?

  4. Почему, понимая, что его любовь нечиста, греховна, лирический герой жалуется на свое страдание, причем возлюбленной?

  5. Какие противоречия в чувствах и мыслях лирического героя показаны в стихотворении?

  6. Какова причина возникновения этих противоречий, странностей, алогизмов? Все ли в поведении героя можно объяснить с точки зрения здравого смысла? Если нет, то почему, если да, то как их объяснить?

  7. Почему лирический герой адресует «горечь обиженных жалоб» возлюбленной?

  8. Виновата ли она в трагедии его любви и как это характеризует духовный строй самого героя?

  9. Каков реальный образ возлюбленной, если за точку отсчета взять факт, что в стихотворении она показана через отношение к ней лирического героя?

  10. В чем состоят трагические парадоксы состояния лирического героя?

  11. Какова логика состояний героя в лирическом сюжете стихотворения?

12. Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии ПОЭТА И ЧЕЛОВЕКА Владимира Маяковского?

Составляем логическую цепочку.

Учитель: Сопоставьте мысли апостола Павла о любви и состояние лирического героя в стихотворении В.Маяковского. Какие мысли у вас вызывает данное сопоставление?

Первое послание коринфянам апостола Павла:


«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.


5). ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»

Говоря о парадоксе любви лирического героя стихотворения, мы увидели, что именно несоответствия, противоречия, уклонение от истины в понимании любви приводят его к трагедии. Таким образом мы доказали гипотезу нашего исследования: «Неразрешенные духовные противоречия – это предпосылка трагедии». Лирический герой стихотворения трагичен именно поэтому. А парадокс любви героя — в духовных противоречиях.

Подведем итоги нашего исследования.

Вопрос: Что бы вы могли посоветовать человеку, столкнувшемуся с таким же парадоксом чувств, как и лирический герой стихотворения Владимира Маяковского?

Слово «группе погружения»: учащиеся отвечают на поставленный вопрос, «перекрестный поединок» вопросов-ответов учащихся по теме урока.

5. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Когда человек строит свою жизнь, направляя ее на поиски любви, в которой он нуждается, — неважно, насколько мы будем стремиться смягчить наш приговор над ним,- он сконцентрирован прежде всего на самом себе. При всем нашем сочувствии к нему мы не сможем назвать его любящим. Он сосредоточен на себе, и до тех пор, пока такое состояние будет сохраняться, его способность к любви будет весьма скудной, и он будет оставаться большим ребенком. Способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад – это главное условие для счастья. Подобное отношение к жизни приводит к духовным противоречиям и отклонению от истины, что и кажется как самому человеку, так и его окружению парадоксом чувств. На самом деле для счастливой любви нужно одно условие – научиться разрешать свои духовные противоречия и не принимать их за истину в области чувств. У каждого из вас сегодня сложилось мнение о том, как избежать в своей жизни трагических парадоксов в любви, как жить, чтобы любовь была не адом, а благодатью и счастьем. Нам помог в этом поэт Владимир Маяковский и его стихотворение «Лиличка! Вместо письма». И мы с вами еще раз убеждаемся в том, что литература содержит опыт, помогающий нам предупреждать роковые ошибки в жизни. Я закончу урок словами Н.Заболоцкого:

Откройся, мысль! Стань музыкою слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Выберите фразу с экрана и сформулируйте краткое высказывание об уроке:

1. сегодня я узнал

2. я понял, что…

3. теперь я могу…

4. я почувствовал, что…

5. меня удивило…

6. урок дал мне для жизни…

7. мне захотелось…

8. я не согласен с ….


6). ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выбрать тему и написать сочинение (не менее 250 слов)

1. «Маяковскому. Вместо Письма»

2. «От Лилички. Вместо письма»

3. От чего зависят трагические парадоксы чувств и можно ли их избежать?

4. Могут ли в душе человека уживаться эгоизм в любви и способность к жертве? ( По стихотворению «Лиличка!…»)


7). СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К УРОКУ:





















































Свежие документы:  Тест "Герой нашего времени"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: