Конспект урока по Литературе «Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс






Методическая разработка на тему:

«Особенности интегрированного урока литературы на примере произведения М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника

и удалого купца Калашникова» 7 класс ».










Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

Горлова Наталья Владимиров Благодатовский филиал

ГБОУ СОШ «ОЦ»

пос.Глушицкий




















Самара 2014



Содержание

1.Пояснительная записка …………………………………………………..3

2.Основная часть……………………………………………………………4-13

2.1.Понятие об интеграции…………………………………………………4-5

2.2..Интегрированный урок как  форма нетрадиционного урока литературы…………………………………………………………………..6-7

2.3.Пример урока « Облик эпохи и характер ее эпохи.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»………………………………………………………………8-13


3.Заключение…………………………………………………………………14

4.Список литературы……………………………………………………….15























Пояснительная записка.

Актуальность: В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. 

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.


Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Цели и задачи данной работы:

  • Рассмотреть, что такое  нетрадиционные формы уроков литературы, их функции, разновидность, особенности

  • Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее разновидности

  • Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе

  • Показать практическое применение интеграции на примере урока литературы и истории.











Понятие об интеграции.

Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента школьного образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы.

Интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание.

Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможность. Их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов.

Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных видов искусства и литературы. В уроки литературы вводится философский, исторический, искусствоведческий материал.

Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.

Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.











































2.2.Интегрированный урок как  форма нетрадиционного урока литературы.

 2.1. Задачи преподавания литературы.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  •  воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

Воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства. 
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.
2.2. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

 Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.)
  Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. 
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

  Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. 
  Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. 
  Межпредметная интеграция — это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

2.3. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

   Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.   

3. Интегрированные уроки литературы.

 Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

3.1.Интеграция литературы и истории. 

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
   На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

























Облик эпохи и характер ее эпохи.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


Цель:

  1. Показать эпоху Ивана Грозного, опираясь на исторические сведения и поэму М.Ю.Лермонтова;

  2. Показать противоречивость характера Ивана Грозного; раскрыть образ Кирибеевича; образ Калашникова как хранителя общечеловеческих ценностей;

  3. Уметь давать историческую оценку деятельности героев; раскрыть роль личности в истории;

  4. Учить умению анализировать происходящие события;

  5. На исторических и на литературных примерах показать ценность качеств характера Калашникова.


Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекли бы к себе столь стойкий интерес самой широкой публики, как время Ивана Грозного. В чем дело? В яркости ли самого правителя, с которым связывается эпоха?

В неизбывном тяготении к сильным личностям?

В том ли, наконец, глубоком отпечатке, который оставила эта эпоха в жизни общества? Вероятно, здесь смешались все эти компоненты.

В.Б.Кобрин.


Оборудование:

  1. слайды презентации, запечатлевшие Москву времен Ивана Грозного; портрет Ивана Грозного; рисунки, иллюстрации с изображением героев произведения М.Ю.Лермонтова;

  2. музыка М.П.Мусоргского.


Тип урока: интегрированный (история и литература)




Ход урока.


  1. Учитель литературы начинает урок, знакомит с темой урока, его целями.


К 1831 году, ко времени написания «Песни…», интерес к поэтической обработке исторических мотивов стал у Лермонтова устойчивым. Вот некоторые произведения М.Ю.Лермонтова: стихи «Новгород» (1830г.), «Приветствую тебя, воинственных славян…» (1832г.), «Бородино» (1837г.) и др.

Во всех без исключения названных вещах очевидно особенное внимание к героическому началу. Эта «зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», как говорил В.Г.Белинский, выразилась в полной мере и в «Песне…».

«Здесь поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской действительности перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним». (В.Г.Белинский).

Надо сказать, что выбор темы «героическое прошлое» не было у Лермонтова произвольным. В Лермонтове говорило теплое искреннее чувство, которым сопровождался в 1830 годы его взгляд на русскую историю:

Приветствую тебя, воинственных славян

Святая колыбель! Пришлец из чуждых стран, с восторгом я взирал на сумрачные стены.

(Стихотворение и информация о Москве читаются на фоне музыки и показа слайдов)


Особенно любима Лермонтовым Москва, средоточие народной жизни, одушевленный символ исторических судеб России.

В юношеском сочинении «Панорама Москвы» Лермонтов писал:

«Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…Нет! У нее есть своя душа, как у Океана, у нее есть свой язык, сильный, звучный, святой, молитвенный…»

Уже в этом эпизоде взгляд Лермонтова задерживается на великолепии храма Василия Блаженного:

«Его величественная наружность гор наводит на душу какое-то уныние, кажется, видишь перед собою Ивана Грозного. Надо ли удивляться, что Москва стала местом и фоном действия исторической народной поэмы:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

  • Кроме темы Москвы в «Песне…» можно выделить еще ряд тем. Определить эти темы?

  1. это историческая фигура Ивана Грозного, воплощавшая беспредельную власть и произвол самодержца;

  2. это необузданная в страстях и жестоком разгуле опричнина;

  3. это твердый характером, крепкий в вере и нравственности человек среднего слоя.


  • Сегодня мы будем говорить о произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в которой нашла отражение эпоха сложная, суровая, противоречивая. Об этом времени речь пойдет и с точки зрения истории.

  • Посмотрите на картины (Васнецов, Репин), на которых изображен царь. Что можете сказать о картинах, каков фон; как изображен царь?

Темный фон картины создает удручающее впечатление. На этом фоне фигура царя кажется зловещей. Взгляд его колючих глаз как будто ищет в каждом врага.

А это репродукция с картины Репина запечатлела трагедию, которая произошла в царской семье. Грозный убил наследника престола, царевича Ивана. По одним сведениям, царь «за то поколол жезлом сына своего», что тот будто бы стал «говорить ему об обязанности выручить Псков». По другим данным, причина убийства – ссора отца с сыном из-за снохи. Застав ее просто одетой, разгневался и «прибил» ее. Царевич Иван, отличавшийся вспыльчивостью, дерзнул заступиться за жену, сем и вызвал гнев отца. Потеряв самообладание, Иван Грозный в пылу ссоры пустил в ход посох с железным наконечником. Удар пришелся в висок и оказался смертельным.


  1. Учитель истории

  • Расскажите об эпохе Ивана Грозного и о самом царе, Иване Васильевиче.

(Учащиеся рассказывают о том, что это было за время. Что был за человек Иван Грозный).


  1. Учитель литературы


  • Как изображен Иван Грозный Лермонтовым в «Песне…»? Найти подтверждения вашим выводам в тексте.

В ореоле величия царь улыбается, он как будто весел, как будто благодушен. Кажется, непринужденным весельем охвачены его приближенные.


  • Но всмотритесь внимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

  • Как соблюдены нормы поведения при дворе? («Супротив него…»)

  • Кому больше внимания оказывает Иван Грозный на пиру? Опричникам.


  1. Учитель истории


  • Кто такие опричники? Зачем было создано опричное войско? Что требовал царь от опричников?

Царь требовал от опричников беззаветного служения и преданности. Им все разрешалось. И стоит одному из опричников вести себя противоестественно, как Иван Грозный обращает внимание на него.


  1. Учитель литературы


  • Проследите по тексту отношение Ивана Грозного к опричнику. О чем, по мнению Ивана Васильевича, может горевать добрый молодец?

(«истерся парчовый кафтан», «зазубрилась сабля», «шапка соболиная измялась»)

  • Почему Иван Грозный подозревает Кирибеевича в измене?

Нарушены нормы поведения, за которыми по традиции должен наблюдать царь.

  • Теперь, ребята, попробуем записать качества характера Грозного. Каким он может быть? (учащиеся называют качества характера, которые записываются),

    Жестокий, болезненно подозрительный, несправедливый, мстительный, непредсказуемый

    Может быть щедрым по отношению к людям, которые ему нужны, готов показать милосердие

  • Какой можно сделать вывод и сказанного? Какой характер Ивана Грозного?

Противоречивый характер Грозного, искажен безграничной властью.

  1. Учитель истории

В исторических документах много указаний на противоречивость характера Ивана Грозного (учитель истории зачитывает из исторических документов об Иване Грозном) (Случевский, Карамзин)


  1. Учитель литературы

  • Лермонтова интересовала жизнь простого человека на фоне страшной эпохи.

  • Кто в «Песне…» является человеком из народа? Как говорит Лермонтов о нем? Калашников – герой московского люда, народа христианского. Характер Калашникова обусловлен внешне и внутренне своей эпохой, принадлежностью к «московскому люду», к купеческому сословию. Уклад его семьи, быта, его поведение строго подчинены морали

Домостроя.


  1. Учитель истории зачитывает отрывки из «Домостроя» (свода житейских правил 16 века)

«Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему…»

«Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным


  1. Учитель литературы

  • Уже в самом начале произведения обозначается тема устоявшегося порядка жизни, быта.

  • Каким предстает в поэме молодой купец Калашников?

Калашников умело торгует, это картина обычного дня. Сразу возникает мотив тревоги.

  • Проследите по тексту его развитие. Заметим, что сегодня Степану Парамоновичу «недобрый день задался», а завтрашний день теряет свою прежнюю определенность: «заря туманная», «набегают тучки на него», «метелица».

  • Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою».

Случилось нечто очень серьезное (страшное), если к приходу мужа в доме, как положено, «не накрыт дубовый стол белой скатертью» и даже «свеча перед образом еле теплится»

  • Какой вывод можно сделать?

Нарушился порядок в благополучной жизни купеческой семьи.

  • Знает ли герой, что делать, если жена «гуляла …с сынками все боярскими»?

Он угрожает наказанием жене в соответствии с обычаями того времени. (учащиеся находят этому подтверждение в тексте)

  • Сделайте вывод из нашего разговора по этому вопросу.

Выводы:

  1. Таким образом, сцена из семейной жизни в доме Калашниковых отражает реальные детали русского быта и нравов эпохи средневековья;

  2. Описание обычного дня купца, торгующего в лавке, вечерних улиц, вечернего города в зимнюю стужу, дома Калашникова, семейных отношений, религиозных обрядов (венчание, свеча перед образом в доме), нравы (сватовство, подглядывающие соседи, одежда героев) воссоздают картину жизни описываемой эпохи.

  3. Семейный быт Калашниковых – отражение русского национального уклада жизни и обычаев, общих для всех сословий.


  • Что защищает Калашников?

Защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности. Калашников защищает честь не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода.

Калашников – простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность выше личности молодого опричника и самого царя.

Царь и купец Калашников стоят на страже «закона нашего христианского»: в сцене на пиру у царя и в сцене поединка купца и Кирибеевича.

  • Обратите внимание на эпитеты, определяющие отношение царя и Калашникова к Кирибеевичу. Что можете сказать об этом?


Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб, взглянул с высоты небес…

***

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрят пристально…

Царь, «словно ястреб», и Калашников одинаково зорко замечают нарушение «закона нашего христианского». Царя беспокоит угроза личной власти, Калашникова — несоблюдение закона христианского.

  • Что значит для Калашникова семья, брак?

Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, священны. Калашников желает биться за святую правду-матушку насмерть при царе. Это придает его поступку особую значимость: он отстаивает справедливость и правду.

  • Нравится ли вам конец произведения? У вас есть возможность изменить судьбу Калашникова.

Ученикам предлагается творческое задание: не меняя эпохи, характера героев, оставить в живых Степана Парамоновича.


Подведение итога урока

Мы попытались проанализировать поступки героев, оценить их, проникнуться духом той далекой эпохи. Убедились, что Калашников выступает защитником традиционных национальных форм жизни, справедливости. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой, сильной.


Домашнее задание: написать сочинение «Калашников – герой произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»







































Заключение.

Внедрение разноуровневой интеграции в педагогическую практику убеждает в том, что сами идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны.

Во-первых, знания, полученные на интегрированных уроках, приобретают системность, становятся обобщёнными, комплексными.

Во-вторых, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности.

В-третьих, интегрированный урок создаёт атмосферу сотрудническва и поиска, побуждает к диалогу, способствует формированию у учащихся образного мышления.

В-четвёртых, интегрированные уроки демонстрируют учащимся единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют им видеть взаимозависимость различных наук.





















Литература.

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.

2. Л.Л.Кочергина, Л.А.Тропкина. История –литература. Интегрированные уроки. 11 класс. Волгоград «Учитель», 2003г.

3. Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.

4. Т.А.Затямина. Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика Волгоград. ВГАПК РО, 2008г.

5. Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.

6. Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.

7. М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
























Свежие документы:  РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: