Конспект урока по Литературе «Подвиг во имя людей» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль») 7 класс


1001 идея интересного занятия с детьми

Урок литературы в 7 классе по теме:

» Подвиг во имя людей» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Маркелова Людмила Вячеславовна,МБОУ «Никольская СОШ»Фамилия Имя Отчество, учитель русского языка и литературы,Астраханская область,Камызякский район.


Урок литературы

7 класс

Класс


Цели:

1) обучающие:

  • расширить знания учащихся о литературных направлениях;

  • показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;

  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия;

2) развивающие:

  • развивать логическое мышление и связную речь учащихся;

  • совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;

3) воспитывающие:

  • через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, способности к самопожертвованию.


Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, портрет М. Горького, иллюстрации

к произведению.


Ход урока.

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде

чудесного факела, который попал человеку

в руки на мгновение, и его нужно заставить

пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям.

Б. Шоу.


1) Орг. момент.

2) Работа с эпиграфом.

А) Вступительное слово учителя.

— Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни?

(Жизнь человека должна быть яркой, интересной и принести

пользу другим поколениям).

— Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, который в своих произведениях создал немало образов сильных смелых людей. Мы будем знакомиться с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», легендой о Данко, рассказом о его короткой, но яркой жизни. Тема нашего урока: «Подвиг во имя людей». Наша задача выявить основную идею произведения и понять, актуальны ли сегодня проблемы, раскрываемые в нём?

Б) Постановка задач.

  • Выявить основную идею «Легенды о Данко».

  • Дать характеристику образу Данко.

  • Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Легенда была написана в 1895 году, когда назревала революционная ситуация в стране. Почему Горький выбирает жанр легенды? Дело в том, этот жанр, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко показать все лучшее, что может быть в человеке, а также не привлекая внимания властей показать существующую ситуацию в стране.


3) Работа над литературоведческими понятиями.

А) — Так что такое легенда?


(Легенда (от. лат. legenda – буквально «то, что следует прочесть») –

произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и

фантастическое).

— Да, легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые легко воспринимаются как достоверные.

— Рассказ «Старуха Изергиль» написан в духе Романтизма.

Б) Презентация « Романтизм и его герои». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).


4) Аналитическая беседа по тексту «Легенды о Данко».

А) Беседа.

— Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело право погибнуть?

(«Это были всё — таки сильные люди, и могли они

биться насмерть с теми, что однажды победили их, но

они не могли умереть в боях, потому что у них были

заветы….»)
— Как вы понимаете слово «заветы»?
(То, что передаётся из поколения в поколение: обычаи,

обряды…)
— Почему именно Данко, по мнению автора, взялся вывести племя из болот?

— С какой целью Данко берётся за это дело, может, он хочет быть лидером или ему по душе слава?

— Что же отличает Данко от других членов племени?

— Почему соплеменники, вначале доверившись Данко, потом начинают возмущаться и даже хотят убить?

(Очень трудно было идти, они теряли силы; но им

было стыдно признаться в этом, легче обвинить

Данко).

— Почему в ответ на злобу и ненависть толпы в Данко растёт чувство жалости?

— Что вы можете сказать о Данко? Каким вы его себе представляете?

— В каких словах Данко выражена его жизненная позиция?

( «Что сделаю я для людей!?»)

— Ради чего живёт Данко?

— Как сильно он любит Людей? Чем он жертвует ради них?

( Своим сердцем, а значит жизнью).

— Скажите, этот поступок Данко – подвиг или глупое поведение?

— Вспомните, что такое подвиг.

( Подвиг – это героический поступок, совершённый в опасных условиях,

связанный с риском).

— В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(Когда человек понимает, что другим людям

грозит смертельная опасность и без помощи им не

выжить).

— Когда, во время каких событий, было совершено много подвигов?

(во время войны)

— А сейчас можно совершить подвиг?


Б) Презентация «Герои сегодняшнего дня». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).


— Почему эти люди так поступили? Была ли необходимость в их героизме?

— Чем они похожи на Данко.

— Данко совершил подвиг и принёс в жертву своё сердце и свою жизнь. Не напрасна ли была его жертва?

— Почему вы так думаете?

(Он вывел людей из леса и спас их).

— Как люди отреагировали на гибель Данко?

(Не заметили).

— Почему «осторожный» человек наступил на сердце Данко?

(Чего-то испугался).

5) Вывод:

— В чём заключается смысл легенды о Данко: в прославлении героизма или в стремлении научить уважать героизм?

— Все ли люди способны уважать героев и их подвиги? В чём, по-вашему, заключается это уважение?

(Помнить героев).


6) Подведение итогов.

А) Беседа.

— Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).

Учитель:

— Да, голубые искры, которые попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, которая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги (о них мы уже слышали), другие всю свою жизнь превращают в подвиг).


Б) Презентация «Люди с пылающими сердцами». (Предварительное д/з для 2 уч-ся).


В) Вывод: не зря погиб Данко – искры от его сердца до сих пор воспламеняют сердца людей на добрые поступки.


Г) Создание синквейна «Данко».


7) Д/з: 1 гр. – эссе «Что сделаю я для людей?»

2 гр. – выуч. отр. на стр. 86-87 «…Что я сделаю для людей…» до слов «…стали как камни».






4

Свежие документы:  Игровой материал для букварного периода в 1 классе "Буква Т"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: