Конспект урока по Литературе «Поэтический образ Родины» 5 класс



Урок литературы

5 класс

Поэтический образ Родины



Лазаренко Ольга Даниловна

14.12.2011



Урок литературы 5 класс.

« Поэтический образ Родины».



Цели: развивающая – формирование умений и навыков анализа исторического события.

образовательная – формирование поэтического образа родины, освоение навыков выразительного чтения, анализа стихотворения, анализа слова.

воспитательная – воспитание чувства патриотизма, любви к своей большой и малой родине, чувства гордости, сопричастности к великому народу.


Оборудование: портрет Лермонтова М.Ю., репродукции с видами древней Москвы, соборов Московского Кремля, колокольни Ивана Великого. На доске – цитаты из стихотворений о Москве, местных поэтов о нашем крае и районе.


Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?

И.И.Дмитриев.


Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нем отозвалось!

А.С.Пушкин.


Здесь, как было, так и ныне —

Сердце всей Руси святой.

Здесь стоят ее святыни

За Кремлевскою стеной!

В.Я.Брюсов.


Ход урока.


1.Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Наш урок мы начинаем поэтической разминкой. Я вам читаю цитату из стихотворения, вы внимательно слушаете, глазками читаете вместе со мной, затем вы читаете красиво, выразительно, оценивая чтение своих товарищей.

Учащиеся повторно читают высказывания о Москве, которое им больше всего понравилось. Оценивают чтение товарищей.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А какую цель поставим перед собой?

Учащиеся отвечают на вопрос, формулируют цель урока, учитель обобщает и просит записать тему урока в тетрадь, кроме того, прошу записать любое высказывание о Москве, понравившееся больше всего, лучше сделать это по памяти, кто сколько запомнил.

Работа с текстом.

Прошу ребят взять карандаш и подчеркнуть непонятное слово в тексте отрывка из поэмы «Сашка» М.Ю.Лермонтова. Выразительно читаю текст, ребята читают вместе с учителем, выполняя задание.

-выясняем значение непонятных слов совместными усилиями.

-обращаю внимание детей на выражение « блеск седин», прошу соотнести это выражение с иллюстрациями, выясняем, о каких сединах говорит поэт.

-каким событиям посвящает Лермонтов М.Ю. строки из поэмы «Сашка»?

Учащиеся отвечают, попутно рассматривая иллюстрацию пожара Москвы 1812 года.

Продолжаем работу с текстом, прошу ребят найти ключевое слово в тексте стихотворения.

Учащиеся выполняют эту работу, работая в парах.

Далее учащиеся находят эпитеты к ключевому слову и записывают словосочетание, которое им больше понравилось.

— Учитель: Скажите, пожалуйста, как использует поэт олицетворение? Учащиеся без труда справляются с заданием.

Свежие документы:  Урок по теме: "РАЗОБЛАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОРОКОВ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»"

Следующий вид работы: самостоятельное чтение отрывка учащимися.

— Как вы думаете, какие загадки скрываются в этом тексте? Что это за башня – великан?

( показываю учащимся колокольню Ивана Великого)


Прошу ребят ответить, почему автор начинает стихотворение с вопросительного предложения.

— Чему учит нас М.Ю.Лермонтов?

-Любить свою Родину, то место, где ты родился.


Учитель: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, очень любил свою Родину, учил нас этому, а мы с вами где живем?

Учащиеся отвечают, что мы живем в селе Порожнее Шипуновского района Алтайского края.

Прошу ребят оглянуться на заднюю стену в классе, на которой оформлен стенд «Мой край для меня – это Родина, а Родина –это Алтай». На этом стенде размещены фотографии наших замечательных земляков и достопримечательных мест нашего села, района, края.

Ребята называют знакомые места, называем столицу нашей Родины, столицу края – Барнаул, читаем стихотворения о крае, о районном центре местных поэтов.

Горами, лугами, озерами

Встает предо мною Алтай.

Лесами, степями, просторами

Богат и красив этот край.

Пылай по забокам смородина,

Росистое утро пылай,

Алтай для меня – это Родина,

А Родина – это Алтай.


Мать –Россия моя, зорька алая,

Необъятная ты сторона,

Есть в просторах твоих точка малая

Шипуново зовется она.


Спрашиваю у ребят, почему прозвучали эти стихи сегодня на уроке, о чем они?

Совместными усилиями выясняем, что то место, где ты живешь – это малая родина и наша малая родина — это как раз и есть Алтайский край Шипуновский район село Порожнее.


Учитель: Ребята, в стихотворении Лермонтова М.Ю. и Брюсова В.Я. прозвучало, что Кремль – это святое место в Москве, а у нас в селе какое место можно назвать святым?

Ребята называют памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, школу, библиотеку. (Наверное, они бы еще назвали сельский клуб, но, к сожалению, здание клуба у нас сгорело)


Домашнее задание даю на выбор 1. Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Сашка»

2. Ответить на вопрос: « Кто видел…»?

3. Написать сочинение, в.5, стр.230,

4. Сочинить стихотворение о нашем селе.

Подвожу итог урока, выставляю оценки (делаю это по количеству синих и красных жетонов, которые ребята получали за очень правильный ответ – красный, за неточный ответ — синий).

В классе 8 учащихся, на уроке присутствовали все. На следующий урок все восемь сочинили стихотворения о своем селе, это были и белые стихи, и частушки.

Свежие документы:  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ В СТИХОТВОРЕНИИ С.А.ЕСЕНИНА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: