Конспект урока по Литературе «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»


Музейный урок (урок литературы)

«Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь».

Цели:

  • Содействовать в усвоении основной идеи стихотворения А.Кольцова «Косарь»;

  • Создать условия для развития у школьников умений анализировать стихотворный текст;

  • Воспитание интереса к изучению и сохранению обычаев, традиций русского народа;

  • Обеспечить развитие у школьников умения объектировать деятельность, т.е. переводить с языка впечатлений на язык общих положений.

Место проведения: школьный музей — зал народно — прикладного творчества.

Оборудование:

  • выставка рисунков (одежда, русская изба)

аудиозаписи (биография А.Кольцова, песня)

Ход урока:

    1. Организационный этап урока.

— Сегодня, ребята, у нас необычный урок литературы. Он проходит в школьном музее. А вот почему местом проведения нашего урока стал музей, вы мне ответите в конце нашего занятия.

    1. Подготовка к работе на основном этапе.

  • прежде чем перейти к изучению стихотворения А..Кольцова «Косарь», давайте вспомним жизнь и быт крестьян прошлого века, ведь они и являются героями произведения.

  • крестьяне — простые, работящие люди. Жили в обычных домах (избах), у них не было прислуги (обращение внимания учащихся на выставку рисунков, одежду в музее).

  1. Изучение нового материала.

  • А вот теперь, когда вы вспомнили о том, кто такие крестьяне, как они жили, как одевались, послушайте небольшое сообщение о жизни поэта А.В. Кольцова, который рассказывал об этом в своих стихах.

(ученики слушают запись кассеты).

  • теперь я прочту стихотворение, а вы после прослушивания скажите, почему оно называется «Косарь».

(первичное чтение стихотворения)

  1. Проверка первичного восприятия.

  • понравилось стихотворение?

  • почему оно гак называется?

j

  • какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

5. Вторичное чтение и анализ текста.

а) чтение 1 части.

  • посмотрите на ритмику стихотворения и подумайте, на что оно похоже? (песня)

какие средства выразительности напоминают песню? (эпитеты)

  • назовите их.

что подчёркивает автор этими словами? (отношение героя к родителям) послушайте рассказ о том, каким был семейный уклад в крестьянских семьях.

  • в русском человеке — крестьянине, было заложено чувство связи со своими предками, почитание их, преклонения перед традициями и стариной, своими родителями. Непослушание наказывалось. На этом строились взаимоотношения с семьёй.

б)чтение 2 части стихотворения.

  • почему отец не отдает Груню за героя?

  • а что представляет собой дом и хозяйство косаря?

послушайте об этом рассказ, сопровождающийся просмотром экспозиций музея.

  • дома строились из древесных пород: сосны, осины, липы, дуба. Вход в дом был через сени. Полы деревянные, но преобладали и земляные. Мебели в доме было мало: табуретки, лавки вдоль стен, кровати, значительную часть избы занимала печь. «Красный угол».

в)чтение 3 части.

  • почему герой уходит из села? как можно справиться с горем?

  • что значила для крестьян работа?

  • а чем они занимались?

  • крестьянин работал скоро, энергично от рассвета до заката. Отдыхали по воскресеньям и в праздники. Занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством, ремеслом.

г) чтение 4 части.

  • что описывает автор в этой части?

  • какими эпитетами он рисует степь?

  • как эпитеты помогают передать отношение героя к степи?

  • почему поэт использует глаголы в повелительном наклонении? (радость от работы, состояние героя во время работы)

  • Подобные эпитеты, помогающие передать восхищение природой и удовлетворение от работы, поэт использует и в другой песне. Послушайте её.

Этап обобщения и подведения итогов.

  • какое настроение передает поэт в своем стихотворении?

  • какие слова помогают ему в этом?

  • а как с темой урока связано наше посещение школьного музея?

ft Домашнее задание.

  • Дома вы выучите наизусть 4 часть стихотворения и подчеркнете в нем эпитеты.

Рефлексия.

  • Среди незаконченных предложений, написанных на листочках, выберите то, которое отражает ваше состояние после этого урока. Прочитайте его вслух.



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Мир сказок. В. Сутеев «Дядя Миша»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: