Конспект урока по Литературе «Раскрываем природные тайны. Игра-путешествие по рассказам Н.И.Сладкова»


Раскрываем природные тайны.

Игра-путешествие по рассказам Н.И.Сладкова.


Цели: Познакомить с жизнью и творчеством Н.И.Сладкова.

Развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимание и память, умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения, бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, карточки с вопросами викторины.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Сообщение темы и цели.

— Сегодня у нас необычный урок. Я вас приглашаю в путешествие за природными тайнами. Овладеть лесной грамотой, научится читать по следам нам поможет писатель-натуралист Н.И.Сладков, который во всех своих книгах рассказывает о невиданном и неведомом в природе.

— Итак, тема нашего урока … (Слайд 2).

ІІІ. Работа над темой.

— Прежде чем мы отправимся в путешествие за природными тайнами, давайте поближе познакомимся с писателем Н.И.Сладковым. (Слайд 3).

О жизни и творчестве этого писателя нам расскажут ученики нашего класса …

(Рассказ учащихся о Н.Сладкове)

Биографию автора ученики находят самостоятельно и готовятся пересказывать. На основе подобранного материала составляются учителем вопросы к викторине, которая проводится в конце занятия.

— Давайте прочитаем высказывание Н.И.Сладкова о лесе. (Слайд 4).


«В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь.

А увидишь – узнать захочешь.

Узнаешь – непременно полюбишь.

Уж так человек устроен – что любит, то и защищает».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Путешествие по лесу мы начнём с рассказа Н.Сладкова «Заячьи носогрейки» (Слайд 5) и попробуем открыть одну из тайн лесных зайцев.

(Рассказ ученика).

— Как зайцы согреваются зимой?

— А из следующего рассказа мы сможем узнать, какая в лесу бывает скатерть-самобранка. (Слайд 6).

(Рассказ ученика).

— Что автор называет скатертью-самобранкой?

— Что ещё нового вы узнали?

— Вы знаете, что такое звериная баня?

— На этот вопрос нам поможет дать ответ рассказ «Звериная баня». (Слайд 7).

(Рассказ ученика).

— Почему дикие свиньи вымазываются грязью?

— А сейчас нам предстоит встреча с хозяином леса – медведем и открыть тайну этого лесного жителя. (Слайд 8).

(Рассказ ученика).

— Почему рассказ называется «Сушёные камни»?

— Что вы узнали ещё о медведе?

— Теперь давайте отправимся с вами на берег реки, потому, что на берегу рек растут ивы. А что происходит около этого дерева весной мы узнаем из рассказа «Ивовый пир».

(Слайд 9)

(Рассказ ученика).

— Кто слетается на пир во время цветения ивы?

Свежие документы:  Сочинение на тему: «ЧТОБ СОХРАНИТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ…» (по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день»)

— У жителей рек тоже есть свои тайны. А рыбы даже ведут свои дневники. Что это за дневник мы узнаем из следующего рассказа Н.Сладкова. (Слайд 10).

(Рассказ ученика).

— Как можно узнать о жизни рыб?

— Ещё одну тайну природы мы узнаем на берегу моря. Послушайте рассказ «Радужная земля». (Слайд 11).

(Рассказ ученика).

— Что вы узнали о морских раковинах?

— Вот и закончилось наше путешествие в знакомый и незнакомый мир природы. Я надеюсь, что вы сегодня многое вспомнили и узнали что-то новое. А что нам помогло раскрыть некоторые тайны природы? (Рассказы Н.И.Сладкова).


— А теперь давайте проверим наши знания. Я предлагаю вам провести викторину. Она состоит из двух туров. Мы с вами разделимся на 3 команды, жюри будут наши гости. Каждая команда получит карточки с заданиями и должна подготовить ответы на вопросы в течении 5 минут.

Первый тур «Жизнь и творчество Н.И.Сладкова». (Дети работают в группах).

— Пока жюри подводит итоги первого тура, мы с вами проверим, как вы смогли ответить на вопросы. (Проверка ответов на слайде 12-13).


— А во втором туре мы проверим, насколько вы любознательны и внимательны к окружающему миру природы. И что вы о нём знаете.

Второй тур «Этот удивительный мир природы». (Дети работают в группах).

— А теперь проверим, как вы справились с вопросами второго тура. (Проверка ответов на слайде 14-15).

ІV. Подведение итогов.

— Пока жюри подводит итоги викторины, давайте подведём итоги нашего урока. (Слайд 16)

Посмотрите на экран и найдите среди портретов писателей портрет Н.И.Сладкова.

— А кто сможет назвать фамилии двух других писателей?

— Что объединяет этих писателей?

— Прочитайте высказывание Н.Сладкова.

— Как вы его понимаете?


— Какой вывод из нашего урока вы могли бы сделать?

— Ребята, которые готовили этот урок, тоже сделали свои выводы. Давайте прочитаем их. (Слайд 17).


Жюри подводит итоги конкурса.

— Я надеюсь, что если даже ваша команда не стала победителем в викторине, путешествие в мир природы вам понравилось. Теперь вы знаете, что путешествовать можно вместе с книгами Н.И.Сладкова и других замечательных писателей.

Прочитайте советы на прощанье. (Слайд 18) .


В конце занятия можно показать подборку видеоматериалов о животных.
















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: