Конспект урока по Литературе «Русские народные загадки» 5 класс


Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №843

Черномазова Елена Николаевна

Русские народные загадки .

Цели и задачи: продолжить знакомство с устным народным творчеством , дать определение загадок, рассмотреть особенности построения, соотношение загадки и отгадки , раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе , познакомить с типами и циклами загадок , дать понятие о художественных средствах ( метафоре , сравнении , антитезе , гиперболе ) , закрепить понятие об эпитете , обучать говорить образно .

Словарная работа : загадка , иносказание, прямое и отрицательное сравнение , антитеза , гипербола , метафора .

Эпиграф урока : Начало искусства слова — в фольклоре . М. Горький

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания .

Дети зачитывают пословицы и поговорки . Определить тему .

Нет друга — так ищи , а нашёл- так беги . ( о дружбе)

2. Отгадывание кроссворда « Жанры и виды устного народного творчества ».

1.« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь » . (сказка)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать
и выколпаковать. ( скороговорка )

З.В трёх соснах заблудился, (поговорка)

4. Ох, милка моя, Семечко рассадно… До сих пор неграмотна , Разве не досадно? (частушка)


5. Федя-бредя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму!(дразнилка)

6. « Ладушки, ладушки! Где были?- У бабушки. Что ели?- Кашку. Что пили?- Бражку » ( потешка )

7. На чужой сторонушке

Рад родной воронушке . ( пословица )



Ключевое слово — тема нашего урока. Загадка.

3. Запись темы. Постановка задач урока .

Что же такое загадка ? Запись определения загадок .

Загадки — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание , которое предлагается разгадать . Загадка состоит из вопроса и ответа .

4.Сообщение учащегося об истории возникновения загадок

5. Типы загадок


По форме

1. Загадки-вопросы.

Что на свете слаще всего ? (сон)

Кто бежит без провода? (река )

2. Загадки-задачи.

Летела стая гусей, навстречу им один гусь . « Здравствуйте , — говорит ,-сто гусей! » — « Нет, нас не сто гусей . Кабы было ещё столько , да полстолька, да четверть столька, да ты ,гусь, так нас было бы сто » Сколько гусей летело ? ( 36 гусей)

3. Загадки-иносказания.

( переносный смысл )

За тёмными лесами двое лебедей плясали . (серьги)

4. Загадки-описания.

Сам с вершок , голова с горшок . (самовар)

По теме

1. Человек

2. Изба

3. Двор

4. Огород

5. Сад

6. Пасека

7. Поле

8. Луг

9.Лес

10.Явления природы

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

11.Профессии

12.Герои сказок

13.Птицы

14.Домашние животные

15.Небо

Загадка : Краткость Ритмичность

Конкретность Рифмованность

Иносказательное описание предмета вопроса

Форма вопроса



6. Как « сделана» загадка .

Познакомим учащихся с основными художественными

особенностями загадки .

В основу загадки может быть положены:


1. Метафора- употребление слов в переносном смысле на основе сходства , сравнения .

Голубое поле серебром усыпано . (небо и звёзды )

Меж двух светил Я в середине один . ( нос )

Белые хоромы, Красные подпоры, (гусь)

2. Антитеза — противопоставление .

Маленькая птичка , а громко поёт . (сверчок)

3. Гипербола- преувеличение .

Рассыпался горох по сту дорог, Никто его не соберёт . (звёзды)

4. Эпитет

Красная девица в зеркало глядится, (заря)

5. Сравнение.

Бела , как снег, зелена , как лук, черна, как жук. ( сорока )

Образование метафоры- загадки можно представить через сравнение :

поле как в серёжках ( сравнение ) Небо как шатёр ( сравнение ) небо = шатёр Шатёр неба , небесный шатёр ( метафора )

Голубой шатёр весь мир покрыл ( небо ) загадка

Поле в серёжках (метафора )

Всё поле в серёжках стоит ( овёс ) загадка

Загадываемый предмет чаще всего не называется , а полностью заменяется уподоблением.

Уподобление может происходить по нескольким качествам или характеристикам.

Среди двора стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла ( корова )

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный . (арбуз)

В любой загадке должны быть названы качества , присущие загаданному предмету , — иначе загадка теряет смысл

7.Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки , следуя народным образцам . Авторские загадки легче отгадываются . Явления и предметы в них знакомы детям , взяты из современной жизни . Это паровоз , велосипед , очки , фонтан , мяч и т. д. В то же время авторские загадки по- новому обыгрывают предметы , излюбленные народной поэзией . Например народная загадка о печке , огне и дыме :

Мать толста, Дочь красна, Сын — бес, Долетел до небес —

Пересказана Е.Благининой так:

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато , когда сыта, От Федоры — теплота !

С.Маршак загадка о часах .

За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце…

По правилам народной загадки тут нужно поставить точку , но у авторской поэзии свои правила . Поэт не может вынести мучений ребёнка над отгадкой , поэтому и подсказывает :

…Бьётся чьё-то сердце-

Тихо так,

Тихо так.

Одна из любимых форм подсказки- рифма . Последнее слово в стихе- загадке — это отгадка . Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой , ребёнок легко находит ответ . Например

Свежие документы:  Тест по литературному чтению «Жанры произведений» 1 класс

Мимо рощи , мимо яра .Мчит без дыма , мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?

(электричка )

8. Чтение статьи из учебника М. Снежневской .

9. Итог урока .

С чем вы сегодня познакомились на уроке ? Из чего состоит загадка ? Назовите типы загадок .

10. Домашнее задание .

Сочинить загадку .

Подготовить рассказ о загадке .

Составить кроссворд из загадок ( по желанию )

5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: