Конспект урока по литературе «Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»»


Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка



Тема: Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Пороша»


Цель: продолжить знакомство учащихся со своеобразием лирики С. Есенина, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, формирование личностного видения окружающего мира.


Задачи: 1. Изучение стихотворения С. Есенина «Пороша».

2. Учить понимать основное настроение стихотворения.

3. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.

4. Обогащать активный словарь учащихся.

5. Совершенствовать выразительность чтения.

6. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

7. Воспитывать любовь к родине, к родной природе.

8. Заучивание стихотворения наизусть.


Оборудование: 1. Портрет и фотографии поэта С.А. Есенина.

2. Фонограммы песен на стихи С.А. Есенина.

3. Сборник стихотворений поэта.

4. Карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся.

5. Эпиграфы, высказывания о поэте.

6. Картины о зиме.

7. Музыка Вивальди «Зима» (фонограмма).

8. Выставка детских рисунков о зиме.

9. Толковый словарь С.И. Ожегова.


Ход урока


I. Орг. момент.

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала ХХ века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы, наверняка, знаете. Это – Сергей Есенин. Послушайте о нем стихотворение.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

Н. Браун


— Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Человек и природа в них – это одно неразрывное целое. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С. Есенина (зачитывается эпиграф к уроку).


Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему живому на земле,

Что мы с тобой так бесконечно любим.

Е. Евтушенко



II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни С. Есенина.

С.А. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Там же прошло и его детство. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе, в селе Спас-Клепики. Он стремится к знаниям, культуре, читает произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л.Н. Толстого.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Род Мелеховых в романе М.А Шолохова «Тихий Дон»

Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока.

Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Мать была замечательной песенницей, о ее пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. Многие его ранние стихи записаны в песенном жанре.

В 1912 году семнадцатилетним юношей Есенин приезжает в Москву, где продолжает свое образование, включается в литературно-общественную жизнь. Вся его жизнь отныне посвящена поэзии.

О Родине, о природе, обо всем живом на земле, он писал с большой любовью и нежностью.

Ученики читают стихи С. Есенина.


В самые трудные минуты С. Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Стихи Есенина привлекают романтичностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека.

То, что успел сделать поэт за свою короткую жизнь, стало ценнейшим духовным достоянием народа.



III. Беседа о зиме.

Ребята, многие писатели и поэты обращались к теме «Зима». Много прекрасных стихов написано об этом времени года.

Ученики рассказывают стихотворения о зиме.


Беседа по картине.

— Ребята, посмотрите на картину.

— Какое время года здесь изображено? Правильно, зима.

— Назовите зимние месяцы.

— Назовите признаки зимы.

— За что вы любите зиму?

— Назовите зимние забавы.

— Прочитайте и объясните зимние пословицы (записаны на доске).

Пословицы:

1. В зимний холод всякий молод.

2. Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

3. Будет зима – будет и лето.


— Не только писатели, поэты и художники обращались к зимней тематике, но и композиторы с помощью музыкальных звуков могут передать зимнее настроение. Сейчас мы прослушаем пьесу Вивальди «Зима». Обратите внимание на настроение музыки. Представьте себе зимнюю картину.


(Прослушивание музыки)


— Что вы услышали?

— Смог композитор изобразить зиму?

— Какую картину вы себе представили?


Ученики рассказывают о представленной ими зимней картине.


IV. Объяснение нового материала.

— Сергей Есенин также в свое поэзии обращался к теме «Зима». Послушайте его стихотворение о зиме.

Ученики рассказывают стихи С. Есенина о зиме.


ФИЗМИНУТКА


— У Сергея Есенина есть еще одно стихотворение о зиме. Называется оно «Пороша». Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.

Свежие документы:  План-конспект урока по «Литературному чтению» и «Музыке» Тема: «Поэзия или музыка… Что лучше передаёт настроение природы?» 2 класс

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.


Словарная работа.

— Кто знает, что такое «пороша»?

Пороша – свежий слой снега, выпавший с вечера или ночью.

Чтение стихотворения учителем.

— О чем стихотворение? (о зиме, о лесе).


Чтение стихотворения «по цепочке».


Чтение стихотворения полностью учащимися.


Беседа по вопросам.

— Какую картину представляете вы, читая это стихотворение?

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 175 в учебнике (всё в снегу).

— Можно назвать лес сказочным, волшебным?

— Какое состояние природы? (сонное)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

(В лесу тихо, как будто всё спит).


— Что околдовало лес? (зима своим дыханием).

— Какие звуки подчеркивают тишину зимнего леса? Найдите в тексте.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.


— Как понимаете строчки стихотворения

Слово белою косынкой

Подвязалася сосна

(т.е. сосна вся в снегу).


— С кем сравнивает Есенин сосну? Найдите в тексте (со старушкой).

— С чем сравнивает Есенин снег? Найдите в тексте (с шалью).

— С чем Есенин сравнивает дорогу? Найдите в тексте (с лентой).


Чтение стихотворения учениками.


V. Творческая работа учащихся.

Каждому ученику раздается листок со стихотворением «Пороша», в котором пропущены слова. Ученик читает стихотворение и вставляет пропущенные слова.


VI. Домашнее задание.

Стр. 174 стихотворение С. Есенина «Пороша» наизусть.




VII. Итог урока.

— С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?

— Кто автор?

— Что можно сказать о самом поэте Сергее Есенине (наблюдателен, любит природу).

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (нет грусти, задумчивое, любование красотой зимнего леса).


Прослушивание песен на стихи С. Есенина.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: