Конспект урока по Литературе «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина»


  1. Леонова Наталья Ивановна

  2. МОУ Платошинская СОШ Пермский край

  3. Учитель русского языка и литературы

Урок литературы

по теме «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина»

(«Сказки для детей изрядного возраста»

М.Е. Салтыкова – Щедрина (1869 – 1886)

Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова – Щедрина, иллюстрации учащихся к сказкам, тексты.

Эпиграф: «Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и ещё держится, …мешая расти свежей жизни и пугая слабых» (А.Герцен)

  1. Беседа:

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

— Насколько необходимо такое «орудие» в нашей жизни?

— Против чего выступает с грозным орудием в руках великий сатирик?

2. Сообщение ученика «История создания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»

— Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – своеобразный итог 40-летней творческой деятельности писателя. В них нашли отражение проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальностью и злободневная политическая действительность. Пользуясь «рабьим языком» иносказания, «эзоповой манерой» писатель доводит до читателя такие идей, которые в прямом их выражении не дошли бы через «препоны цензуры». Жанр сказки делает доступным замысел автора «для детей изрядного возраста». М.Е. Салтыков-Щедрин продолжает не только традиции русских народных сказок, но и великого баснописца И.А.Крылова.

3. Работа в группах по плану.

1) Почему дано такое название?

2) К каким проблемам обращается автор? Что обличает?

3) Какие виды смеха, а также средства художественной выразительности использует автор для раскрытия смысла сказки?

4) Подготовить иллюстрации к сказке, их «защиту»

5) Подготовить выразительное чтение эпизодов сказки, необходимых для ответов на вопросы.

1 группа. Сказка «Дикий помещик»

— В сказке писатель обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Ставит остро проблему послереформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разорённых реформой крестьян.

— Завися полностью от мужика, самодур-помещик гнушается крестьянским духом. Зачитывается и комментируется отрывок от «И вот он одичал…» до «…глупый ты, помещик, хоть мне и друг!»

— Средства выразительности, виды смеха. Юмор использован в изображении голодного генерала, сатирические эпитеты в описании героя («тело мягкое, белое и рассыпчатое»), саркастическая характеристика мужиков («эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд» и помещика («изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти»). Гипербола доходит до гротеска: плодятся крестьяне, и дух «добавляется», а затем превращается всё в безропотную «благодать», гротесковое изображение помещика, превратившегося в зверя. Аллегорически представлено порабощение крестьян. Зачин, образы животных напоминают народные сказки.

2 группа. Сказка «Орёл – меценат»

— Дана пародия на самодержавие и охраняющие его классы. Автор понимал опасность, которую представляли собой «орлы»: «обилие «орлов» может довести общество до одичалости, превратить мир в пустыню…» Это хищники, которые не терпят конкуренции, жестоко расправляются с неугодными. Чем больше получают, тем больше «алчут».

— Аллегорически изображена борьба за власть, результаты реформ. Сатирически представлена глупость орла, ворона-воровка, которой доверили ключи от казны, много сатирических эпитетов. Саркастически показан конец реформ – всему «шабаш». Реальность переплетается с фантастикой. Близость фольклору в сказочных героях-животных, басенный вывод в конце сказки.

Зачитываются выразительно эпизоды сказки, комментируются иллюстрации.



3 группа. Сказка «Карась – идеалист»

— «Защита» иллюстраций к сказке, выразительное чтение монологов карася.

— Прекраснодушный карась уходит от реальности, проповедует приход общей гармонии без усилий, без борьбы. Вера в изменение психологии хищников, абстрактные идеи добра и гуманизма сводятся к разглагольствованию, не позволяют трезво смотреть на конкретные вещи.

— Сатирически представлен характер карася, иронично отношение к нему ерша. Гипербола – «рыбье царство». Фольклорные мотивы в использовании просторечных слов. И снова фантастика рядом с реальностью.

4 группа. Сказка «Премудрый пескарь»

— Олицетворение бескрылой и пошлой обывательщины. Смысл жизни этого «просвещённого» труса – самосохранение, уход от борьбы. Эта сказка обличала либералов, пресмыкающихся перед правительством. Унизительное существование в вечном страхе: «он жил – дрожал, и умирал – дрожал»

— Юмористически показано устройство жизни пескаря, иронически – его стремление спрятаться от жизни, саркастически – результат. Сатирические эпитеты «премудрый», «умеренно-либеральный» дают точную характеристику персонажу. Гипербола представлена в изображении замкнутой жизни. Сказочный зачин и вывод – фольклорные элементы.

4. Обобщение:

— С чем боролся «во всеоружии иносказательной и ядовитой своей речи»

М.Е. Салтыков-Щедрин?

— Насколько сильным «орудием» стали сказки М.Е Салтыкова-Щедрина?

— Актуальны ли сказки «великого сатирика»?

5. Выступления учеников, сочинивших свои «политические» сказки.

6. Домашнее задание (на выбор).

1. Воспользуйтесь советом М.Е. Салтыкова — Щедрина: «Кто же вам мешает, друзья, прикидывать, сравнивать и прилагать? Дерзайте, дети, дерзайте!» Попробуйте написать свою сказку.

2. Напишите сочинение-рассуждение «Актуальны ли сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина?»

3. Письменный ответ на вопрос «В чём трагизм сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина?»

Напутствием пусть станут слова А.Т. Твардовского:

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных дорог;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…





























Список литературы



  1. Салтыков – Щедрин М.Е. Избранные сочинения. – М.: «Художественная литература», 1989

  2. Турков А.М. «Карающая лира». – М.: «Художественная литература», 1989











Свежие документы:  Урок внеклассного чтения в 8 классе «Печальная «Улыбка» Рея Брэдбери»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: